еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Бесполезная корпорация

Семь лет назад было принято решение создать новый эффективный инструмент социально-экономического развития Северо-Кавказского региона. По предложению некоторых инициативных и наделённых властными полномочиями людей роль локомотива, призванного вытащить экономику депрессивного региона на невиданные экономические высоты, была отведена Корпорации развития Северного Кавказа. Рождена она была другой корпораций – «Внешэкономбанком», полностью сформировавшей уставной капитал КРСК.

Перед Корпорацией развития Северного Кавказа были поставлены амбициозные задачи. Ей надлежало неустанно развивать инвестиционную среду СКФО, привлекая инвесторов и участвуя в реализации инфраструктурных и производственных проектов на территории округа.

Вы ставите нереальные планы!

Как и принято в наше время, первым делом разработали Стратегию деятельности АО «КРСК», которую незамедлительно утвердили советом директоров в 2011 году. Стратегия действительно получилась красивая и многообещающая. С таким документом компании легко было воодушевить слабохарактерных и убедить сомневающихся. Это неудивительно, так как за три пятилетки Корпорация собиралась профинансировать порядка 40 инвестиционных проектов, привлечь в регион дополнительно 35 млрд рублей инвестиций и создать не менее 15 тыс. рабочих мест.

Но не зря же говорят: «Если хочешь рассмешить всевышнего – расскажи ему о своих планах!» Справедливость этих слов в очередной раз подтвердила Генеральная прокуратура РФ, проведя соответствующую проверку деятельности Корпорации. Изучив финансовую и прочую документацию КРСК, прокурорские работники выявили многочисленные нарушения законодательства и признали работу акционерного общества неэффективной. Удалось установить, что Корпорация так и не смогла достичь поставленных целей. На протяжении всего периода её деятельность была убыточной. Правда, это никак не мешало руководству компании постоянно повышать себе зарплату.

 «В результате такой организации работы деятельность Корпорации на протяжении всего периода существования является убыточной, – заявили в Генпрокуратуре. – Вместе с тем управленческие расходы общества необоснованно росли. Затраты на оплату труда в 2016 г. увеличились на 37%, а на командировки – на 174%. При этом зачастую указанные расходы производились вопреки интересам и задачам общества, не были экономически оправданны и направлены на получение дохода, сопровождались нарушениями требований налогового законодательства».

За семь лет работы АО «КРСК» не удалось достичь ни одного из запланированных целевых показателей. Вместо заявленных 40 инвестпроектов профинансировано всего семь. Вместо обещания привлечь в экономику региона 35 млрд рублей частных инвестиций кое-как удалось наскрести 6 млрд рублей. Что же касается создания новых рабочих мест, что является одной из главнейших задач для СКФО, то их появилось порядка 600 несмотря на обещание трудоустроить не менее 15 000 человек. КПД по созданию новых рабочих мест составило 4%, что значительно ниже аналогичного показателя для парового двигателя. Проще говоря, вся кипучая деятельность КРСК превратилась в пар. В свою очередь довольно перегретый пар ушёл в свисток.

Господа, вы нас не так поняли!

Весь многостраничный документ, составленный работниками Генеральной прокуратуры по итогам проверки деятельности Корпорации развития Северного Кавказа, наверное, нет нужды подробно пересказывать. Вывод, к которому пришли надзорники, может иметь для АО «КРСК» самые печальные последствия, так как заставляет усомниться в целесообразности его дальнейшего функционирования. Всё это следует из информации Генпрокуратуры, размещённой на официальном сайте надзорного ведомства. Некоторые формулировки звучат как приговор. Например, такие, как: «В течение последних 5 лет из них 3 года под управлением Минкавказа России Корпорация не реализовала ни одного нового проекта». Из чего напрашивается вывод: «Если за целую пятилетку Корпорация не выдала на-гора ни одного реализованного инвестпроекта и экономика региона не ощутила на себе никакой корпоративной заботы, то уход со сцены такого «инструмента развития» никак не отразится на её состоянии». В дополнение к этому можно будет получить ощутимый экономический эффект, так как больше не потребуется выплачивать непомерно раздутые зарплаты и непонятные командировочные многочисленным работникам.»

Прокуратура потребовала от Министра РФ по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и гендиректора АО «Корпорация развития Северного Кавказа» устранить нарушения закона.

Говоря спортивной терминологией, Генпрокуратура отправила КРСК если не в нокаут, то уж в нокдаун точно. Немногие после такого удара смогли бы быстро оправиться. Но руководство АО «КРСК», совет директоров которой возглавляет первый замминистра Минкавказа Одес Байсултанов, продемонстрировали необычайную волю к продолжению поединка, втайне надеясь доказать, что это не они отделались лёгким испугом, а кто-то другой.

Невиноватая я! Это ВЭБ денег недодал!

Довольно оперативно на сайте Корпорации развития Северного Кавказа и в ряде СМИ появилась информация, по своему стилю и содержанию весьма напоминающая ответ советского правительства Чемберлену.

По версии КРСК, получалось, что их организация ни в чём не виновата, а просто обстоятельства сложились таким образом, что выполнить первоначально намеченное не представлялось никакой возможности. И прежде всего, вина за это должна быть возложена на учредителя Корпорации «Внешэкономбанк», который вместо обещанных 21 млрд рублей за первые четыре года (включая 2013 год) передал своей «дочке» только 7,6 млрд. А начиная с 2014 года так и вовсе прекратил финансирование Корпорации.

Кроме того, в 2015 году после прихода нового руководства КРСК была актуализирована прежняя стратегия. Правда, ВЭБ её не утвердил ввиду того, что у него самого начались структурные изменения и оптимизация. «Несмотря на это за основу в своей работе КРСК были приняты положения новой стратегии на период 2015-2020 годов», – парировали претензии прокуратуры творчески мыслящие представители Корпорации. Если перевести аргументацию руководства КРСК на более доступный язык, получается, что оно вначале излишне погорячилось и нарисовало нереализуемый план. После чего реально оценило ситуацию и сопоставило её со своими возможностями. Результатом такой переоценки ценностей стал новый план, выполнить который можно было бы не особенно напрягаясь. Есть такая категория людей, которые считают, что для прыжка выше головы вовсе не обязательно работать на пределе сил. Гораздо проще склонить голову поближе к земле. Очень похоже, что эту теорию взяли на вооружение в некоторых корпорациях.

Пилите, Шура. Они золотые…

Забавными выглядят объяснения представителей КРСК относительно их успешного участия в реализации некоторых инвестпроектов. Например, в Национальный аэрозольный кластер вложили 196 млн рублей. А через год вышли из проекта, реализовав свою долю за 216 млн рублей. Или в проект «Иррико» через КРСК было направлено 762 млн рублей из средств федерального бюджета, а возвращено впоследствии 820 млн рублей. Однако многие экономически грамотные граждане склонны рассматривать данные проекты Корпорации как предоставление отдельным коммерческим структурам кредита по льготной ставке (всего каких-то 10% годовых). Поэтому повода для излишней радости они в этом не видят.

И уж совсем повеселило объяснение КРСК в отношении двух сомнительных проектов «Северо-Кавказский горный клуб» и «Многофункциональный выставочный центр «Минводы-Экспо», реализация которых началась в 2012 году. Объяснение этим феноменам долгостроя было найдено настолько элегантное, что ему могут позавидовать мастера изящной словесности. В оригинале это звучит следующим образом: «Так как финансовый результат от этих инвестиций ещё не сформирован и не отражён в бухучете КРСК, оценивать их как убыточные преждевременно, так как об их эффективности можно будет судить по завершении проектов и выходе из них. Таким образом, в инвестиционном портфеле КРСК отсутствуют убыточные проекты». Представляете, какое наглядное пособие создано для начинающих покорителей бюджетных средств?! Оказывается, можно вбухать в заведомо провальный проект несколько миллиардов рублей, но в бухучете их не отражать годами. И этого, по версии руководства АО «КРСК», будет достаточно, чтобы обезопасить себя от неудобных прокурорских вопросов.

И ноты у нас есть, и инструменты есть.

Скажите, как нам сесть?

Какие же действия намерены предпринять в Корпорации, чтобы устранить допущенные ею нарушения закона? Ответ на данный вопрос также можно смело отнести к разряду курьёзных. Выступая 25 декабря 2017 года на совещании, первый замминистра Минкавказа, председатель совета директоров АО «КРСК» Одес Байсултанов был предельно краток: «Сейчас мы работаем над совершенствованием системы управления компанией, чтобы максимально оперативно рассматривать и одобрять участие Корпорации в реализации инвестиционных проектов и повысить эффективность их исполнения на территории СКФО. Это задача первостепенной важности на сегодняшний день». Получается, что все нарушения закона сами собой отпадут, если только правильно распределить роли между участниками процесса. Не правда ли, данное предложение очень напоминает сюжет, описанный дедушкой Крыловым в своей бессмертной басне «Квартет»?

Неудивительно, что всё чаще в выступлениях экспертов деятельность КРСК подвергается нелицеприятной критике. Тем более что поводов для этого сама Корпорация даёт предостаточно. Очень ёмкую характеристику несостоявшемуся «инструменту развития» дал президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Борис Оболенец: «Эта корпорация – явно надстроечная организация. Думаю, её создали для того, чтобы обеспечить федеральных чиновников тёплыми местами».

Судя по тому, что в бюджете лишних денег для обогрева ненужных чиновников практически не осталось, можно с высокой степенью уверенности полагать, что в ближайшее время бесполезных корпораций станет гораздо меньше.

Комментарии ()