еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Бензиновые реки в дизтопливных берегах

В очередной раз наш край «прославился» на всю Россию, теперь поводом для «гордости» стали цена и качество автомобильного топлива. На Ставрополье самый дорогой и при этом далеко не самый качественный бензин - к такому выводу можно прийти, ознакомившись не только со статистическими выкладками, но и с заключениями экспертов. Поскольку топливо - продукт стратегически важный, а его стоимость является одним из основных критериев ценообразования на товары и услуги, то без труда понимаешь, что в плане ценников в магазинах на пищевые и непищевые продукты, тарифов на ЖКХ и прочих трат мы также «впереди планеты всей». Но вот в плане уровня заработных плат который год уныло плетёмся где-то в конце списка российских регионов, и предпосылок для роста доходов населения пока что не видно даже в самый сильный микроскоп.

Самый зажиточный регион?

Первый «подарок» нашему краю преподнесло правительство страны, решавшее, что делать с ползущими вверх, как температура у горячечного больного, ценами на бензин, солярку и газомоторное топливо.

Кризис на рынке нефтепродуктов привёл к тому, что федеральный кабмин в составе глав профильных министерств и ведомств и нефтекомпании в конце прошлого года на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака  пришли к соглашению об установлении фиксированных цен на бензин всех марок  и дизтопливо до конца марта 2019 года.

При этом высокие договаривающиеся стороны установили для каждого региона свою индикативную цену для мелкого опта. То есть ту планку, за которую нельзя перепрыгивать трейдерам. И опять по неизвестной причине Ставрополье попало на девятое место списка территорий с самой высокой ценой на топливо. Дороже, чем у нас, тонну самого ходового АИ-92 позволено продавать только в Крыму (57 773 рублей), Якутии (72 057 руб.), Севастополе (58 745 руб.), КБР (54 850 руб.), Магадане (69 246 руб.), Камчатке (59 381 руб.), Сахалине (56 395 руб.) и Чукотке (67 570 руб.). Вот так.

По какой причине хронически дотационный регион, да к тому же, не находящийся в сложных климатических условиях, затрудняющих поставку топлива, имеющий собственные, пусть и небольшие нефтепромыслы, влетел в реестр территорий, где, по мнению кабмина  РФ, народ «потянет» заоблачные цены на топливо, совершенно непонятно и необъяснимо. Почему, например, в Чечне, которая от Ставрополья находится буквально на расстоянии вытянутой руки и весьма неплохо в отличие от нас снабжается из федерального бюджета, цена за тонну того же АИ-92 установлена самая низкая  в России - 49 300 руб. против ставропольских 54 350 руб.? В  остальных регионах страны стоимость колеблется в пределах 51-53 тысяч рублей за тонну.

Ну и, само собой, мы имеем то, что имеем - цены на Ставропольских АЗС уже не первый месяц выше, чем в соседних и не очень соседних регионах. Соответственно, чуть дороже продукты на прилавках и тарифы на коммуналку.

 

Сквозь мелкое сито

Ну и совсем уж грустная новость - о качестве топлива на ставропольских заправках. Вот уж, как говорится, осрамились.  Дело в том, что в  2018 году Роскачество совместно с Минпромторгом России и в рамках соглашения с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) запустило исследование качества автомобильного бензина АИ-92. Пилотный проект работал в Ставропольском крае и охватил 60 АЗС -  26 сетевых (ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ООО «Южная нефтяная компания», ООО ПКП «Ставпромкомплект», ООО «ЮТК», ООО «Компания «Астра», ООО «Ставнефть») и 34 частные заправки.

И примерно в десяти процентах случаев топливо не соответствует техрегламенту и ГОСТу, а на семи АЗС обнаружен топливный фальсификат.

Бензин был исследован по 31 показателю качества и безопасности. Эксперты проверяли соответствие топлива обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза. «Исследования качества автомобильного топлива подтвердили, что в семи случаях из 60 были выявлены нарушения обязательных требований. Большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей. Исследование также показало, что топливо по цене ниже, чем на сетевых АЗС, уступает по качеству бензина крупных автозаправочных станций. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт, который уже начал соответствующие мероприятия в целях принятия в отношении нарушителей мер административного воздействия вплоть до наложения «оборотных» штрафов», - сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. И добавил, что, по некоторым данным, фальсифицированный бензин мог попасть на автозаправки с баз нефтепродуктообеспечения, которые в немалом количестве функционируют, в том числе на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Нарушения и прегрешения

Так какими же нарушениями грешат наши бензиновые корольки? Их несколько. Одним из ключевых эксплуатационных показателей качества топлива является октановое число, оно характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия: чем оно выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации.  Согласно результатам исследования, несоответствие топлива заявленному октановому числу было выявлено только на одной частной АЗС - ИП Подольный Р. Ю. (Георгиевск).

Следующим важным вектором исследования стала проверка на концентрацию оксигенатов - метанола, этанола, изопропилового спирта, трёт-бутилового спирта, изобутилового спирта, эфиров и других. Данные компоненты расширяют ресурсы бензина и порой позволяют повысить его качество - топливо с такими добавками обладает улучшенными моющими свойствами и характеристиками горения, а также при сгорании образует меньше оксида углерода и углеводородов.

Согласно результатам исследования, на пяти частных АЗС было выявлено превышение концентрации оксигенатов.  Это заправки, принадлежащие ИП Амаев А. М. (Михайловск),  ИП Казарян Р. В. (Ставрополь), две АЗС ИП Амаев Д. М. (Ставрополь), а также АЗС ИП Магомедов М. Д. (Ипатово).

Производной от содержания оксигенатов является кислород, большое содержание которого может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Результаты исследования констатировали повышенное содержание кислорода на трёх частных АЗС -  ИП Казарян Р. В. (Ставрополь) и двух АЗС ИП Амаев Д. М. (Ставрополь). Превышение допустимого содержания серы, которая  сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, было выявлено на семи АЗС: ИП Фетисова С. А. (Минеральные Воды), ИП Подольный Р. Ю. (Георгиевск),  ИП Казарян Р. В. (г. Ставрополь),  ИП Амаев А. М. (Михайловск), АЗС ИП Магомедов М. Д. (Ипатово) и двух АЗС ИП Амаев Д. М. (Ставрополь).

Ну и вишенка на торте - документация. Согласно результатам проведённых испытаний, одним из массовых нарушений стало несоблюдение порядка обращения топлива на рынке - с данным видом несоответствий эксперты столкнулись ещё на этапе закупки. Продавцы 28 АЗС не смогли предъявить копию паспорта топлива,  а на 12 заправках копии паспортов топлива, хоть и были предъявлены, оказались просроченными.

Все данные о нарушениях уже  переданы в Росстандарт, в ближайшее время заправки могут получить оборотный штраф. Проверки планируется продолжить и в других регионах.

Бензиновая болтология

К слову, на прошлой неделе околобензиновая тема вновь оживилась - новости сыпались, как горох из мешка. Например, о том, что Федеральная антимонопольная служба России наконец-то  нашла виновных в резких скачках цен на бензин весной-летом 2018 года. 

По заявлению заместителя главы ведомства Андрея Цариковского, это несколько трейдеров, которых ФАС подозревает в сговоре на торгах. «В прошлом году произошёл скачок цен, были очень драматичные события, ряд крупных игроков даже заявили, что не будут участвовать в биржевых торгах, потому что происходит манипулирование ценами на торгах, и они не могут участвовать в нечестной игре», - сказал Цариковский.

Ну, в общем-то, в том, что ажиотаж замутили в погоне за наживой именно отечественные трейдеры, а не мифический мировой рынок, вряд ли кто сомневался, теперь же это уже можно считать доказанным фактом. Цариковский рассказал, что ведомство проверило торги того времени и скоро представит материалы дела о коммерческом сговоре в ходе биржевых торгов. По его словам, в отношении трейдеров в самое ближайшее время будут заведены дела. Что ж, поживём - увидим.

Второй радостной новостью, вываленной на головы  замученного безденежьем населения, стала информация о том, что: а) бензин с начала года немного подешевел; б) Россия занимает второе место в Европе по дешевизне бензина для населения, уступая лишь Казахстану, где литр бензина Аи-95 стоит 30,9 рубля.

Ну и к чему нам это сообщили, да ещё и по всем каналам? Чтобы мы возрадовались, потеряли бдительность и расслабились? Так поводов для этого нет  - эксперты уже опустили всех оптимистов на землю, отметив, что зафиксированное падение - лишь временная мера, по итогам года, хоть как ни крути, всё равно стоит ожидать роста цен на топливо.

 Про самый дешёвый бензин  мы баек уже наслушались по самое горло. И о самых дешёвых хлебе, молоке, тарифах на услуги ЖКХ и прочих молочных реках в кисельных берегах, окружающих рядового жителя России. И по прошлому горькому опыту предчувствую: раз начали вешать лапшу на уши о сказочной дешевизне бензина, к гадалке не ходи - цена скоро рванёт вверх к общеевропейскому уровню…

Комментарии ()