«Трансвааль, Трансвааль земля моя...»
Итак, речь идёт об африканерах – потомках европейских колонистов, создавших южноафриканскую государственность и сумевших отстоять её в ходе англо-бурской войны 1899-1903гг. Что касается широко распространённого термина «буры», то он переводится с голландского языка как «крестьяне» или «фермеры».
В дореволюционной России симпатии к бурам были широко распространены. Истории известны имена русских добровольцев, сражавшихся в рядах африканеров во время англо-бурского противостояния (таковым был, например, будущий министр Временного правительства Александр Гучков). В годы Первой мировой и Гражданской войн южноафриканская романтика коснулась российской военной среды, где особой популярностью пользовалась песня о горящей в огне земле Трансвааля. Хотя певшие её рядовые солдаты в большинстве случаев вряд ли представляли себе, где именно находится этот самый Трансвааль.
В советское время ЮАР считалась чуть ли не фашистским государством, причём расистами изображались исключительно граждане с белым цветом кожи. Чернокожие же несмотря на активное применение ими откровенно террористических методов политической борьбы безоговорочно воспринимались как борцы за свободу, равенство и прогресс.
Голос буров прозвучал... на Ставрополье!
В современной России о «бурском вопросе» стало известно благодаря ставропольскому правозащитнику Владимиру Полубояренко, который в июле 2018 года принял в своём доме первых гостей из Южноафриканской республики – семью фермеров по фамилии Шлебуш.
– Буры связались со мной через Интернет примерно год назад, – вспоминает правозащитник. – Они попросили меня принять их в России и оказать помощь в сложившемся бедственном положении. Из рассказанного следовало, что на родине их физически уничтожают, происходит настоящий геноцид. На вопрос о том, почему обращаются именно ко мне, они пояснили, что смотрели документальный фильм об обосновавшейся на Ставрополье немецкой семье Мартенс. А так как часть буров всерьёз рассматривает вопрос эмиграции, то они надеются, что в России им также помогут.
Итогом общения стал приезд африканеров в Ставрополь. Несмотря на частный характер визита состоялась пресс-конференция, в ходе которой прозвучал открытый призыв о помощи со стороны представителей фермерских союзов ЮАР, обращённый к российскому руководству.
«Последние десятилетия нас последовательно подвергают насилию, убийству и ущемлениям в южноафриканском обществе. Условия жизни в Южной Африке стали для нас как этнического меньшинства невыносимыми. Наша просьба к российским властям: изучить, есть ли возможность открытия какого-либо иммиграционного канала на Юге России бурам», – рассказал в ходе встречи с журналистами глава семьи Ян Адриан Шлебуш. Вскоре обращение приехавших в Россию буров получило огласку далеко за пределами нашей страны.
Большевизм по-африкански
Так что же происходит сегодня в Южной Африке, и какие причины побуждают обеспеченных людей покидать края, где на протяжении нескольких столетий жили их предки?
После падения режима апартеида (системы раздельного проживания белых и чернокожих африканцев) в 1994 году ситуация в республике стала накаляться. Политика пришедшего к власти Африканского национального конгресса (АНК) и его политических союзников из левого лагеря с полным правом может быть охарактеризована как «расизм наоборот». Грабежи, изнасилования и убийства стали практически ежедневными, спровоцировав отток буров за границу. На сегодняшний день численность белого меньшинства в ЮАР составляет около 4 млн человек (немногим более 8% населения).
Политический климат ухудшают планы правительства, направленные на изъятие земель, находящихся в собственности белых фермеров. Соответствующий законопроект парламент страны поддержал ещё в 2016 году, однако тогда речь шла о её выкупе. В феврале 2018 года вступивший в должность президент Сирил Рамафоса объявил о внесении поправок в конституцию, позволяющих конфисковать землю уже без какой-либо компенсации.
Затянувшиеся сроки экспроприации не устраивают «африканских большевиков» – радикалов, исповедующих крайне левые, социалистические идеи. Таких, как лидер партии «Борцы за экономическую свободу» Джулиус Малема. Именно он инициировал принятие закона о земельном переделе, а ранее прославился публичным исполнением песни «Убей бура!». Другой чернокожий революционер – Андиль Мнгкситама – в ходе выступления на митинге, прошедшем в начале декабря, открыто угрожал физической расправой белому меньшинству. «Мы убьём их женщин, мы убьём их детей, мы убьём всё, что встретим на нашем пути», – цитировали его слова ведущие информационные агентства.
Воинственная риторика чёрных расистов звучит, не смолкая, и сопровождается новыми актами насилия. По официальным данным, только в прошлом году было совершено более 600 вооружённых нападений на фермы буров, в результате которых погибли 74 человека.
Бизнесмены вместо гастарбайтеров
Неудивительно, что в условиях неумолимо надвигающейся национальной катастрофы белые христиане ЮАР активно ищут возможности для отъезда. В сентябре Ставрополье посетила вторая делегация африканеров, в состав которой вошёл один из духовных лидеров буров преподобный Леон Франсуа дю Туа. По словам В. Полубояренко, к тому времени предложения предоставить землю африканским фермерам поступили практически из всех регионов средней полосы России, причём исходили они от частных лиц.
– Что касается Ставропольского края, то наш регион может принять максимум пятьдесят семей, – рассказывает правозащитник. – Вместе с преподобным мы осмотрели земельные участки, предложенные бурам на Ставрополье. Они располагаются недалеко от Сенгилеевского водохранилища, а также в Андроповском, Минераловодском и Предгорном районах. Кроме того, совершили поездку по Московской и Калужской областям, где готовы принять по 100 семей буров.
Важным фактором является готовность южноафриканских фермеров инвестировать финансы в российскую экономику, в частности, в сельскохозяйственный сектор. И в этом их кардинальное отличие от большинства иммигрантов, стремящихся обосноваться в нашей стране. Всё, что необходимо бурам, – возможность долгосрочной аренды земли для развития бизнеса, строительства жилья и инфраструктуры.
Своеобразным третьим туром переговоров стала поездка В. Полубояренко в ЮАР, откуда правозащитник вернулся в начале декабря и где, по его словам, прошёл ряд встреч с руководителями крупных аграрных холдингов. И снова в центре внимания оказались вопросы инвестиций, причём как в рамках БРИКС, так и частных инициатив. Официальные контакты должна прийти на смену народной дипломатии ориентировочно в начале марта следующего года, когда ожидается визит делегации буров на Ставрополье для переговоров с руководством региона.
По благословению митрополита
В правительстве края от комментариев отказались, сославшись на частный характер инициативы. Неподдельный интерес к установлению российско-бурского диалога проявили в религиозных кругах. По словам В. Полубояренко, перед заграничной поездкой его благословил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Между тем первое знакомство буров с представителями православного духовенства состоялось ещё в сентябре во время приезда преподобного Л.-Ф. дю Туа.
– Со стороны буров прозвучала просьба посетить один из храмов Ставропольской епархии, пообщаться со священнослужителями, посмотреть на жизнь прихода и обсудить темы, общие для всех христиан. Я получил благословение митрополита на эту встречу, – рассказал благочинный храмов Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников.
Несмотря на то, что конфессионально буры принадлежат к одному из направлений протестантизма, диссонанса в общении не возникло: говорили об общих задачах, стоящих перед христианами, о взаимопомощи, проповеди Евангелия.
– Какую задачу мы ставили перед собой при подготовке к встрече, в таком духе она и прошла, – продолжает священник. – Конечно, было очень интересно пообщаться с людьми, приехавшими к нам с другого конца света, и узнать об их проблемах из первых уст. Мы не касались каких-либо догматических моментов, а говорили о жизни православной общины. Буры в свою очередь рассказали о своей приходской жизни, о том, как они сохраняют свою самобытность в Южной Африке.
Бегство от толерантности
При более пристальном рассмотрении становится ясно, почему представители международного правозащитного сообщества остаются глухи к проблемам африканеров. Дело в том, что это весьма консервативный народ, не приемлющий политику Европейского Союза с его диктатурой меньшинств. В свою очередь, европейские либеральные правительства, открывающие границы выходцам из стран Ближнего Востока и Северной Африки, включают красный свет на въезд белых южноафриканских беженцев.
– Почему буры обратили свой взгляд именно на Россию? Они увидели здесь то, что их действительно привлекает. Дело в том, что в нашей стране сохраняются христианские ценности, присутствует традиционное понимание морали, этики, семейных отношений, – объясняет отец Игорь.
Итак, европейской вседозволенности африканеры предпочитают российский консерватизм. Но готово ли наше общество ответить им столь же искренней симпатией? Ведь портрет респектабельного бура-бизнесмена явно противоречит ставшему привычным для большинства россиян образу иммигранта – беженца или гастарбайтера, живущего обособленно и не питающего особо тёплых чувств к культуре страны, с которой он не имеет ничего общего.
Комментарии ()