еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Аудиторы поставили Кавминкурортресурсам твёрдую двойку

Фото из открытых источников.

         Благодаря стараниям так называемых эффективных менеджеров за главным недропользователем курортного региона  АО «Кавминкурортресурсы» уже давно и прочно закрепилось не очень уважительное название – «мутная контора». Надо отдать должное, все эти юристы, экономисты и прочие «всезнайки», прочно окопавшиеся в руководстве специализированного гидрогеологического предприятия, напрямую влияющего на ритмичную работу санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод, очень много сделали для того, чтобы у КМКР появилось такое обидное прозвище.

         И вот теперь после стольких лет пребывания под внешним управлением не слишком подготовленных специалистов, к тому же, довольно поверхностно разбирающихся в гидрогеологии и плохо представляющих проблематику предприятия, насколько мутной конторой стал главный недропользователь Кавминвод, решили выяснить аудиторы Счётной палаты РФ.

 

Счётная палата РФ в 2006 году показала

АО «Кавминкурортресурсы» жёлтую карточку

 

         За свою не слишком продолжительную жизнь АО «Кавминкурортресурсы» дважды становилось объектом пристального внимания Счётной палаты РФ. В 2006 году аудиторы уже изучали эффективность использования данным предприятием природных лечебных ресурсов и пытались установить факторы, влияющие на неё. Они проверили работу КМКР за период с 1995 по 2005 годы. Результаты проверки произвели удручающее впечатление.

         Выяснилось, в частности, что в 1999 – 2005 годах из скважин, принадлежащих АО «КМКР», добывалось порядка 550 – 625 тыс. куб. м минеральных вод, из которых примерно 450 – 540 тыс. куб. м направлялось на нужды санаторно-курортного комплекса, а остальной объём поставлялся на заводы промышленного розлива. Для сравнения можно сказать, что всеми недропользователями КМВ (а их на тот момент насчитывалось порядка двух десятков) в 2005 году было извлечено из недр 892,4 тыс. куб. м минеральных вод.

         Общий объём добычи минеральных вод на разных месторождениях составил от 7,3 до 38,8 % от утверждённых Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России эксплуатационных запасов. Максимальное извлечение минеральных вод происходило на Кисловодском месторождении, где, как установили аудиторы Счётной палаты, «в результате непринятия в сложившейся ситуации ответственными должностными лицами действенных мер по восстановлению режима рационального пользования природными лечебными ресурсами Кисловодского ММВ» были зафиксированы негативные изменения, которые привели к кризисной ситуации.

Как следствие из этого, «снизились кондиции природных лечебных ресурсов Кисловодского ММВ, качество минеральных вод перестало соответствовать требованиям ГОСТа 13273-88 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые» для минеральных вод типа «Нарзан», и обеспечение санаторно-курортного комплекса курортов региона КМВ осуществляется минеральными водами, не соответствующими ГОСТу и не пригодными для питьевого лечения и бальнеологических процедур».

         Менее всего извлекалось минеральной воды на Пятигорском месторождении, где при утверждённых эксплуатационных запасах, составляющих 2503,6 куб. м/сутки, фактически добывалось всего 182,4 куб. м/сутки, или 7,3 %.

         Не порадовали также показатели добычи лечебной грязи, залегающей на дне Тамбуканского озера. В том же 2005 году она составила 1,5 тыс. куб. м.

         Отталкиваясь от таких показателей эффективности работы АО «Кавминкурортресурсы», аудиторы Счётной палаты РФ Александр Назаров и Валерий Горегляд сделали вполне предсказуемые выводы. Они рекомендовали Минприроды России принять меры по соблюдению условий недропользования, обеспечивающих сохранение лечебных свойств природных ресурсов в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод. Роспотребнадзору рекомендовалось «применить предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера в отношении ОАО «Кавминкурортресурсы»».

         Что же касается самого АО «КМКР», то ему аудиторы настоятельно порекомендовали прекратить нарушать закон и получить лицензию на добычу радоновых вод Бештаугорского месторождения, которое оно эксплуатировало с 1992 года на безлицензионной основе. Кроме того, компании надлежало исполнить рекомендации ГКЗ и наконец-то подтвердить запасы минеральных вод по Ессентукскому и Бештаугорскому месторождениям.

 

 

В 2021 году Счётная палата не поскупилась для КМКР

 на красную карточку

 

         По прошествии 15 лет можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что нарушений в деятельности АО «Кавминкурортресурсы» меньше не стало. Об этом очень красноречиво говорят выводы, к которым пришли аудиторы Счётной палаты РФ Андрей Батуркин и Сергей Мамедов, главной целью которых была оценка эффективности принимаемых АО «КМКР» мер по учёту, управлению и распоряжению имущественным комплексом, а также использованию и охране участков недр, предоставленных в целях добычи подземных минеральных вод и лечебных грязей. 

 21 сентября 2021 года Коллегия Счётной палаты РФ утвердила составленный ими «Отчёт о результатах контрольного мероприятия «Проверка осуществления государственного управления акционерным обществом «Кавминкурортресурсы», включая распоряжение имущественным комплексом».

         Если использовать спортивную терминологию, то составленный аудиторами отчёт можно рассматривать в качестве своеобразной красной карточки, показанной ими главному недропользователю Кавминвод. Причём никакого преувеличения в подобного рода сравнении нет.

         Посудите сами. Как ещё можно оценить деятельность компании, если Стратегия развития АО «КМКР» на период до 2022 года, на скорую руку разработанная в 2016 году для своих подопечных Корпорацией развития Северного Кавказа, за прошедшие пять лет так и не была актуализирована? Несмотря на то, что с 4 января 2021 года в соответствии с Указом Президента РФ Кавминкурортресурсы были включены в перечень стратегических предприятий, в документах стратегического планирования компании не нашли своего отражения задачи и мероприятия по достижению национальных целей Российской Федерации.

         В своё время на предприятии была утверждена система ключевых показателей эффективности АО «КМКР». Но их как утвердили, так сразу же и позабыли и в текущей деятельности не обращали особого внимания. При этом вознаграждение менеджмента никоим образом не зависело от достигнутых компанией экономических результатов. Причина оказалась довольно банальной. В КМКР просто позабыли разработать и утвердить соответствующий документ.

         Вызывающим удивление откровением явилась информация аудиторов о том, что никакого мониторинга деятельности АО «КМКР» со стороны уполномоченных федеральных органов (Минэкономразвития РФ, Росимущества) за всё это время не осуществлялось. Иными словами, предприятие как бы было предоставлено в пользование сначала Корпорации развития Северного Кавказа, а затем после ликвидации оказавшегося бесполезным указанного «института развития», перешедшего по наследству АО «Курорты Северного Кавказа». Однако, не зная специфики компании, кураторы гидрогеологов в большей степени увлекались увеличением размера вознаграждения менеджмента КМКР, чем принятием решений, направленных на повышение устойчивости работы гидрогеологической компании.

         Результатом такого своеобразного подхода к управлению специализированным предприятием стал катастрофический износ минералопроводов подачи минеральной воды, в настоящее время превышающий 70%. Самое удивительное, что, согласно выводам аудиторов, КМКР демонстрирует стабильно высокую эффективность своей работы, ежегодно получая неплохую прибыль. При этом финансировать  модернизацию изношенных минералопроводов предпочитает за счёт очередного повышения стоимости минеральной воды, как это было объявлено в феврале 2021 года.

         Ещё одной удивительной новостью стала обнародованная аудиторами информация об имеющихся фактах поставок КМКР минеральной воды в санаторно-курортные учреждения на уровне себестоимости добычи или даже по цене ниже себестоимости. Причём основными покупателями такой минеральной воды выступают лечебно-оздоровительные учреждения, подконтрольные ФНПР.

         Как выяснилось, в АО «КМКР» не сформирована также система внутреннего контроля и не осуществляется анализ и управление рисками. Следовательно, ни о каких эффективных менеджерах, которые, по заявлениям АО «Курорты Северного Кавказа», пришли к руководству АО «Кавминкурортресурсы», не может быть и речи. На стратегическом предприятии не удосужились даже навести элементарный порядок по учёту имущественного комплекса. В результате таких непрофессиональных действий по состоянию на 1 июня 2021 года не зарегистрированы права собственности компании на 18 объектов капитального строительства, право аренды на 31 земельный участок, а также право на четыре объекта интеллектуальной собственности.

         Главные выводы, к которым пришли аудиторы Счётной палаты РФ Андрей Батуркин и Сергей Мамедов, крайне неутешительны. Основные цели АО «КМКР» по сохранению и развитию гидроминеральной базы в регионе КМВ не достигнуты. Компания не обеспечивает соблюдение основных требований по рациональному использованию и охране недр. На предприятии не создана система экологического менеджмента, без которой невозможно улучшение экологических результатов деятельности.

         Но, пожалуй, немного отыщется компаний с госучастием, в отношении которых аудиторы высказались бы настолько категорично, как это имело место в случае с АО «Кавминкурортресурсы». «Система государственного управления обществом неэффективна» звучит как приговор. 

         Тем не менее АО «Курорты Северного Кавказа», с мая 2021 года являющееся управляющей компанией АО «КМКР», даже после таких разгромных выводов Счётной палаты РФ продолжает излучать оптимизм и утверждать, что ничего страшного не произошло. На прошлой неделе они поспешили сделать заявление о том, что итоги проверки компании «Кавминкурортресурсы» Счётной палатой РФ хоть и носят объективный характер, но всё же ряд замечаний был выявлен ими ещё на стадии внутреннего аудита, эти недочёты были устранены до получения в сентябре представления контрольного органа.

         Особенно трогательно в информации АО «КСК» выглядит упоминание о внутреннем аудите, который, как утверждают аудиторы Счётной палаты РФ, на АО «Кавминкурортресурсы» отсутствует.

         Остаётся только надеяться, что в Совете Федерации и в Государственной Думе, куда Счётная палата направила данный отчёт, более серьёзно отнесутся к результатам проверки АО «Кавминкурортресурсы».

 

Комментарии ()