еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Агрессивный мир

Россия переживает сложнейший переломный период новейшей АГРЕССИВНЫЙ МИР истории. И потому не удивительно, что на изломе оказались и судьбы многих её сограждан. Особенно это коснулось людей молодых, ещё не сформировавшихся нравственно – тех, про которых можно сказать «без царя в голове». Как правило, они легко поддаются влиянию, легко внушаемы и зачастую становятся лёгкой добычей всякого рода «ловцов душ». Что сегодня можно противопоставить этому злу? Об этом читателям «СР» поведает Олег Боев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии, психотерапии и медицинской психологии с курсом неврологии Ставропольской государственной медицинской академии, врач-психотерапевт Клиники пограничных состояний.

– Не секрет, что сейчас идёт информационная война, цель которой – разрушить идеологию человека, его личность, идеалы, духовную целостность и навязать новые стандарты отношения к себе и к жизни, т.е. поменять старую идеологию на новую. С позиции истории это обычный процесс – смена поколений, государственных режимов и так далее, но не приемлемо, чтобы новая идеология была радикально противоположна общечеловеческим ценностям и культивировала агрессию, ложь, эгоизм, разрушение, а не созидание.

– Проще говоря, она стремится «развалить» людей изнутри…

– Да, каждого человека в отдельности, и систему ценностей: государственных, духовных, семейных – в целом. Тогда у него не будет точки опоры, не от чего будет оттолкнуться, когда необходимо принять решение. Просто отсутствует система ориентиров, по какой траектории двигаться дальше. Например, КАЧЕСТВЕННО построить дом или СЭКОНОМИТЬ на качестве и ЗАРАБОТАТЬ для себя; ПОЙМАТЬ преступника или НЕ РИСКОВАТЬ; нагрубить «бабуле» или помочь ей выйти из троллейбуса. Каждый поступает, исходя из своих приоритетов, которые формируются в течение жизни. Если эти ориентиры не сформированы и над разумом властвуют сиюминутные желания и инстинкты, то такой человек уязвим.

– И его можно брать «голой рукой»…

– Совершенно верно. Он становится управляемым, подавляются волевые функции, поведение приобретает хаотичный характер, способность к целенаправленной деятельности резко снижается, а эмоции и кратковременные желания берут верх над разумом. По сути, это уже робот, «готовый к употреблению», лишённый чувства любви, сострадания, пренебрегающий нормами нравственного поведения. Такой человек находится во власти самых низших инстинктов, которые и являются его целями в жизни. С моей точки зрения, именно таков итог информационной войны, идущей в нашей стране.

– Не последнюю роль в этом играет и телевидение. Ведь нашим людям ещё с советских времён внушали: всё, что идет с экрана – это хорошо, это полезно, этому надо следовать. Но времена изменились, телевидение тоже, и не в лучшую сторону…

– Мне уже не раз приходилось встречать такое понятие, как «информационный терроризм». Это, когда через СМИ систематически транслируются разрушающие стереотипы поведения: чувство страха, безысходность, агрессия. Если, к примеру, теракт уносит жизни 50-100 человек, то информационная «бомба» или, другими словами, негативное информационное воздействие, поражает миллионы людей и со временем наступает смерть не физическая, а нравственная, духовная. Можно предположить, что в итоге это приведёт к гораздо более худшим последствиям для государства и народа. Пропаганда СМИ агрессии, эгоизма, себялюбия, потребительского отношения к жизни, извращённого сексуального поведения оказывает разрушающее воздействие на самого человека, его внутренний мир, отношения в семье и рабочем коллективе.

КОМУ-ТО ЭТО НАДО

 – Олег Игоревич, я вспомнил сюжет фантастического романа Беляева «Властелин мира». Там речь шла о том, что некий учёный изобрёл прибор, способный направленно излучать потоки энергетических воздействий, и люди, которые попадали под их действия, испытывали массовый психоз, или же беспричинную радость – в зависимости от параметров этих излучений. Мне кажется, это и есть в чистом виде нынешнее телевидение.

– С некоторыми оговорками такую точку зрения можно принять. Действительно, аналогичные технологии разрабатываются и применяются в современном мире как средство дистанционного управления группами людей. Однако такое воздействие невидимое и в основном неосознаваемое, как в романе Беляева. Его можно почувствовать, анализируя своё поведение, эмоции, желания, но нужен определённый навык. Информация, которую мы получаем через телевидение и другие СМИ, доступна для понимания нашему сознанию и мы делаем выводы на что ориентироваться, чему подражать, чего хотеть. Только нам кажется, что это именно те выводы, к которым мы пришли самостоятельно, без посторонней ненавязчивой помощи. То есть, через средства массовой информации можно постепенно и незаметно для большей части людей формировать их мировоззрение, отношение к разным событиям, усиливать чувство страха и паники, повышать внушаемость населения и способность ими управлять. Наиболее подвержены этому дети и подростки, т.к. они воспринимают с доверием всё, что идёт извне. У детей ещё не сформирован чёткий стереотип поведения и жизненные принципы, чтобы противодействовать негативному воздействию, меняющему личность в худшую сторону.

– А можно этому противодействовать?

– Кардинально противодействовать можно, имея большое желание и приняв волевое решение на государственном уровне. Тогда найдутся и люди, и специалисты, и станет всё на свои места. Не дожидаясь команды сверху, мы создали комплексную экспресс- диагностику психологического и телесного здоровья детей и подростков. Основное внимание сейчас уделяем школьникам Ставрополя. В клинике пограничных состояний и на кафедре психотерапии медакадемии для этих целей и была разработана программа «ЗОНД» (здоровый образ наших детей), которая получила хороший отклик у психологов школ города. Аналогов её в России пока нет: мы используем самые современные системы диагностики, которые мо- гут прогнозировать особенности развития не только психологической сферы, но и всех органов и систем. Очень важно, что будет выявлено: как психологическое состояние отражается на телесном развитии и наоборот.

ПОКА НЕ ПОЗДНО

 – В чём суть этой программы?

– У школьников выявляют места наименьшего психологического сопротивления – слабые места. Затем выделяют группы риска в зависимости от особенностей, например, склонных к зависимости – наркотической, алкогольной, игровой, компьютерной, или детей с повышенным уровнем агрессии, склонных к криминальному поведению. Можно выделить детей, склонных к асоциальному поведению, которые собираются в группы, нарушают общественный порядок, хулиганят, нападают на прохожих. Особенная категория – это дети, уже не желающие жить и склонные к самоубийству. Необходимо выделять слабые места в психологии школьника, чтобы спрогнозировать, по какому пути он сформируется далее. Также выявляют детей склонных к заболеваниям органов и систем органов. Можно отслеживать как ребята меняются от 5-го класса к выпускному классу. Это необходимо, ведь по статистике состояние здоровья детей, как психологическое, так и соматическое, ухудшается с возрастом. 70-80 процентов подростков имеют патологии.

– Недавно мне рассказали историю. В одной из школ учительница попросила дневник, в ответ на это ученик ударил её ногой в живот… Школьники ругаются матом, прямо на уроках, и это уже обыденное явление. Программа «ЗОНД» учитывает эти реалии?

– Действительно, преподаватели школ бьют в колокола, и есть от чего… Возможности программы «ЗОНД» очень широки, она и создана для того, чтобы заранее прогнозировать поведение ребёнка и дать рекомендации, выполняя которые есть шанс предотвратить будущие нарушения.

– А на родителей какая-то работа направлена? Ведь даже диагностировать ребёнка без их согласия невозможно.

– Психологическая и другая диагностика входят в рамки диспансеризации школьников или профосмотров, а мы совершенствуем устаревшую систему, обеспечиваем современной методической частью и курируем этот процесс. На данном этапе основную роль играют сотрудники кафедры, клиники и психологических центров, с которыми мы сотрудничаем. В ближайшем будущем, после подготовки соответствующих специалистов, школы самостоятельно смогут проводить обследования, давать рекомендации, а мы будем помогать уже на этапе коррекции.

НЕТ «РОБОТИЗАЦИИ»!

– Однажды мне пришлось писать судебный очерк. Студент по сети стал участником компьютерной игры «Сломай систему» и уже был вовлечён в организацию, как потом оказалось, экстремистского толка. Пройдя определённый уровень, он должен был, по условиям игры, подложить муляж взрывного устройства под здание городской власти. И ведь это уже не банальные «стрелялки», а реальные действия. По сути, это уже готовый террорист…

 – Это и есть пример информационного воздействия, направленного на разрушение личности подростка. Сейчас всё больше родителей не знают, что делать с детьми, которых вовлекают в секты, деструктивные организации полувоенного толка. Такие ребята практически неподвластны воспитанию, и даже родительскому. Нам приходится заниматься лечением, коррекционной помощью, чтобы привести ребят в более–менее управляемое состояние.

– Программа «ЗОНД» определила группу риска, а что дальше?

– По группам риска формируем рекомендации профилактических занятий, которые будут проводиться с этими ребятами. Эта программа запущена совместно с министерством образования Ставропольского края, управлением образования Ставрополя, сотрудниками силовых ведомств. Мы даём рекомендации на углублённое обследование определённых групп детей неврологами, кардиологами, педиатрами и другими узкими специалистами. Кому-то будут даны рекомендации заниматься не только в рамках школы, но и с индивидуальными психологами в социальных центрах. Важно, чтобы ребёнок был максимально адаптирован в школе и с интересом учился, а не соскальзывал в полукриминальную среду. Пока что все эти программы реализуются на базе одной из школ краевого центра. В декабре прошло организационное совещание–семинар, участниками которого стали педагоги, психологи, сотрудники правоохранительных органов, представители духовенства. На следующем этапе будем подключать родительские комитеты школ.

– Что показали первые шаги этой программы?

– Результаты пока до конца не обработаны, но предварительная картина получается нерадостная – повышенная агрессия в 90 процентах случаев. Это те подростки, которые становятся молодыми людьми, входят во взрослую жизнь и далее формируют агрессивные стереотипы поведения.

 

 

Комментарии ()