еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Живи, как хочешь

Так в обыденности удручённые высокими платежами при низком качестве услуг именуют сферу ЖКХ. Доведённую бесконечными реформами и модернизациями, оптимизациями и инновациями до состояния управляемого хаоса. Бесконечно меняющиеся правила игры, способы начисления платежей и разграничение зон «кто за что отвечает» привели, по-моему, к тому, что разобраться, что почём и кто кому должен не под силу даже специалистам. А уж о прозрачности и эффективности деятельности системы сейчас даже мечтать не приходится.

Думаю, каждый, кто в очередной раз слышит о том, что в сфере ЖКХ грядут перемены (направленные, само собой разумеется, исключительно во благо населения), начинает нервно почёсываться. Ибо за два десятка лет бесконечных преобразований в жилищно-коммунальной области ничего хорошего для простого народа не случилось. Потому как каждое новое «улучшение» для обывателя означает только одно – ему опять придётся за что-то дополнительно платить. При этом без всяких гарантий, что батареи зимой будут действительно греть, из кранов течь вода положенной температуры, а электричество не гаснуть по пять раз на дню. Наверное, поэтому на 14-й по счёту прямой линии с президентом Путиным вопросы ЖКХ в 14-й же раз вошли в топ-список самых болезненных и проблемных.

 

Опрос как вопрос

На Ставрополье, чтобы выяснить уровень доверия населения системе ЖКХ, члены регионального штаба ОНФ провели в населённых пунктах края массовое анкетирование. Респондентам предлагалось оценить качество оказания услуг и понятности, а также справедливости системы начисления платежей за коммунальные услуги. Итоги опроса были озвучены на круглом столе, в работе которого приняли участие представители министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Управления СК по строительному и жилищному надзору, управляющих компаний, председатели ТСЖ и советов домов.

Результаты мониторинга оказались малоутешительными: 39,4% респондентов считают, что услуги оказываются плохо. 30,3% ставят оценку удовлетворительно, и только 18,2% оценивают деятельность управляющих и ресурсоснабжающих организаций (РСО) положительно. При этом 66,7% опрошенных уверены, что оплачивают услуги ЖКХ, которые фактически не оказываются. А ещё более половины считают, что имеют место «надуманные» платежи.

Лидером по «надуманности» стал платёж за общедомовые услуги (ОДН). Когда несколько лет назад народные радетели ввели для жильцов многоэтажек в обиход это понятие, народ поначалу не сильно испугался. Ведь действительно, ну сколько там уборщица изведёт той же общей воды на мытьё лестниц? Если поделить на всех – копейки. Однако, раскусив, что это за фига в кармане эти ОДН, народ забил тревогу. Ибо, как выяснилось, отныне жильцы МКД насильно согнаны в некий «колхоз», в котором принуждены платить не только за себя, но и «за того парня». Что же это за общедомовые нужды такие? А это – разница между показаниями общедомовых и индивидуальных счётчиков на воду, газ, электричество. И вот эту разницу раскидывают на все квартиры. И добросовестные плательщики отныне обязаны раскошеливаться и за себя, и за соседа, не желающего оплачивать ЖКУ или не подающего вовремя показания счётчиков, и за текущие трубы в подвалах, и ещё бог знает за что. Так что порой получается, что за ОДН граждане вынуждены платить даже больше, чем за индивидуально потреблённые ресурсы.

 

Монополистов не тронули. Пока

Недовольство такой навязанной субсидиарной ответственностью вполне понятно. И накал страстей, судебных разбирательств и прочих неудобных для власти вещей привёл к тому, что на днях страну облетело известие, что из платёжек в новом году исчезнет ненавистная строка «оплата общедомовых нужд». Народ возликовал, но, как выяснилось, рано. Строка-то исчезнет, а вот обязанность платить за ОДН никуда не денется. С 1 апреля 2016 года (ну прямо первоапрельская шутка) оплата общедомовых нужд включена в услугу «содержание и ремонт жилого помещения». Горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, водоотведение, израсходованные при использовании общего имущества, будут оплачиваться управляющими организациями из «первой» строки платёжного документа. Что сказать, ничего особо хорошего новация не несёт ни жильцам, ни управляющим компаниям. Впрочем, как и все реформы в сфере ЖКХ за последние двадцать лет.

Ресурсоснабжающие организации, которые закон милостиво освободил от работы с теми же неплательщиками, опять остаются в шоколаде по сравнению с управляющими организациями. Которых тот же закон обязал оплачивать поставщикам ресурсов стоимость коммунальных услуг на ОДН независимо от собираемости этих средств с собственников, а также взыскивать задолженности с неплательщиков. Кто знает, какая это морока – взыскание задолженностей, – тот в курсе, что получить долги очень и очень непросто. Суды могут длиться годами, и даже если есть решение, то не так-то просто заставить человека его исполнить.

Получается такая ситуация: все долги перед поставщиками ресурсов просто списываются со счетов УК. Причём если раньше средства списывались со счёта, пополнявшегося оплатой за ОДН, собранной с жильцов, то после объединения этих двух строк они будут списываться с общего счёта. И теперь представьте, если в доме есть много неплательщиков, то после списания со счёта денег в пользу поставщиков собственно на ремонт и содержание дома может ничего и не остаться.

То есть инженерные сети будут ветшать, отремонтировать их будет не на что. Как следствие – те же течи подвальных труб усугубятся, расходы на ОДН возрастут, жители опять получат платёжки с космическими суммами. И, понятное дело, число неплательщиков будет только расти: кому же понравится платить за утекающую в землю воду, не понятно куда расходующееся электричество. А УК и ТСЖ вообще в массовом порядке окажутся на грани банкротства. Следовательно, подведомственные им многоэтажки рискуют остаться бесхозными. Да уж, миллионы беспризорных высоток по стране – страшный сон, который имеет шанс стать вещим.

 

Кто за что в ответе

Каков же выход из этой тупиковой ситуации? А опять один – изменение в нормативно-правовых актах. Ведь в текущей редакции Жилищного кодекса управляющие организации (УО) предоставляют коммунальные услуги и являются непосредственными исполнителями этих услуг, из-за чего возникают следующие проблемы: недобросовестные УК, ТСЖ не платят ресурсоснабжающим предприятиям за поставленные тепло, газ, воду, электричество и исчезают вместе с долгами. Добросовестные УО не обладают необходимыми механизмами борьбы с неплательщиками, а посему балансируют на грани банкротства.

Поэтому Министерство строительства и ЖКХ России согласовало и внесло в правительство законопроект об уплате жильцами многоквартирных домов платежей ресурсоснабжающим организациям напрямую. Чем собирается убить сразу двух зайцев: убрать посредников в расчётах между жильцами и РСО и дать возможность последним эффективно бороться с неплательщиками, так сказать, точечно – то есть лишать коммунального ресурса конкретного должника, а не наказывать сразу всех жильцов многоэтажки, списывая со счетов УК всю собранную людьми сумму.

Кроме того, законопроект предусматривает, что именно РСО, а не собственники обязаны осуществлять установку, замену, эксплуатацию коллективных и индивидуальных приборов учёта энергоресурсов. Вроде бы дело хорошее, но есть всегда «но». К гадалке не ходи, но стоимость всех этих приборов монополисты, как пить дать, включат в тарифы. Так что население вряд ли выиграет материально, избавившись от необходимости самостоятельно приобретать и устанавливать электро- и газосчётчики и водомеры. Как бы там ни было, сейчас этот законопроект уже в третьем чтении рассматривается в Госдуме и может быть принят уже в ближайшие месяцы.

 

Грядёт ли улучшение?

А вот этот вопрос пока без ответа. Даже если в скором времени появится закон, связывающий напрямую жильцов и ресурсоснабжающие организации, он всё равно не заработает, пока не будут урегулированы многие нюансы.

Например, законодательно не решён вопрос доступа коммунальщиков для снятия показаний внутриквартирных счётчиков. Сейчас собственник может пустить проверяющих для совершения этой операции в своё жилище, а может и не пустить – имеет право.

Также необходимо максимально упростить и сделать прозрачной систему начисления платежей – сейчас в километровых мудрёных формулах, по которым рассчитываются начисления, сломит ногу сам Перельман. Разработать чёткие, понятные, без перегибов и репрессий механизмы работы с должниками и злостными неплательщиками, не оставив последним никаких лазеек и возможностей продолжать пользоваться коммунальными услугами задарма.

Но в то же время не допустить, чтобы люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации и временно не имеющие возможности полностью оплачивать коммуналку, оказались в результате драконовских мер в нищете. И это только тысячная часть нерешаемых десятилетиями проблем, без ликвидации которых жилищно-коммунальное хозяйство не выберется из чёрной дыры. Будут ли они решены хоть частично? Или мы так и будем платить и платить не ведомо за что, покажет время. Надеюсь, ближайшее.

Комментарии ()