еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Русский колорит Ставрополья

Процесс возрождения национальных традиций – дело сложное. Без обширных этнографических, культурологических, исторических знаний здесь не обойтись. В Ставрополе серьёзная работа, направленная на возрождение традиционной русской культуры, проводится на базе фольклорно-этнографической группы «Вечёрка», которой руководят Арсений Вельяминов и Елена Адмакина.

 

Фольклор без «клюквы»

Сама идея возрождения русской культуры на Ставрополье уходит корнями в трезвенническое движение начала 2000-х годов, когда местные энтузиасты посетили летний лагерь, расположенный в одном из живописных уголков Челябинской области. Здесь они впервые приняли участие в реконструкции старинной русской вечёрки, с чего, собственно, всё и началось…

– Вечёрками на Руси называли традиционную форму молодёжного общения, сопровождавшуюся исполнением народных песен, танцев, игр, – рассказывает Арсений Вельяминов. – Главным образом, они проводились с целью знакомства юношей и девушек между собой, в перспективе – для создания семьи. Эта традиция и была взята нами за основу, но в уже более широком масштабе – для совместного изучения и распространения родной культуры в молодёжной среде. Так появилась организация «Вечёрка», продолжающая свою работу на протяжении уже 14 лет.

Какой смысл вы вкладываете в понятие «традиционная культура»? И как отличить культурное наследие от популярного сегодня новодела?

– Под традицией мы понимаем весь накопленный опыт предыдущих поколений, всё самое лучшее, доставшееся нам в наследство от предков. В том числе это организация взаимоотношений людей между собой и с окружающей средой, культуры быта, общения. Что такое традиционная русская вечёрка? Это культура создания семей. И чем больше изучаешь эту традицию, тем больше удивляешься тому, как мудро русский народ всё продумал, на протяжении столетий отсеивая ненужное, а порой и вредное.

«Вечёрка» является не только фольклорной, но ещё и этнографической группой. Специфика нашей работы заключается в том, что мы абсолютно ничего не выдумываем. Все материалы получаем во время этнографических экспедиций в сельскую местность, глубинку, где общаемся с местными жителями, носителями народной культуры. Поездки не ограничиваются территорией Ставрополья. Для изучения казачьего фольклора нам доводилось выезжать в Ростовскую область, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию.

Кроме того, в процессе работы мы взаимодействуем с организациями аналогичного направления, например, с Фондом казачьей культуры Санкт-Петербурга, президентом которого является Юрий Чирков. Этот человек – настоящий подвижник фольклора, у которого многому нужно учиться.

Ваши мероприятия может посетить любой желающий или есть какие-то критерии отбора гостей и участников?

– Никаких установленных критериев нет, за исключением правил трезвости и элементарной культуры поведения. Также наша работа не носит никакого религиозного компонента. Иногда нам задают вопрос: не неоязычники ли мы? Нет, мы – фольклорная группа. Что касается вечёрок, то на них присутствуют люди самых разных национальностей. Бывали гости и из-за рубежа – из Белоруссии, Сербии. Нас посещали даже обучающиеся в Ставрополе студенты из Таиланда, услышавшие о деятельности «Вечёрки». Главное – интерес и уважение к русской культуре.

Говоря о доведённой до абсурда популяризации культуры, Арсений не может сдержать улыбки:

– Вы наверняка обращали внимание, когда зрелые женщины – солистки музыкальных коллективов – выходят на сцену в кокошниках? – спрашивает он. – А ведь кокошник – это свадебный головной убор, который одевали девушки, выходящие замуж. И одевался он всего один раз в жизни – на свадьбу. Аналогично обстоит дело и с маленькими солистками. Если пятилетней девочке надели кокошник, значит, её предлагают в жёны. Бабушка, задержавшаяся в возрасте невесты или маленькая девочка в кокошнике, – это ужас с точки зрения традиционной культуры.

В фольклорной среде подобные ляпы называют «клюквой». Само слово взято из записок Александра Дюма-отца, который писал о том, как во время путешествия по России он присел отдохнуть «в тени развесистой клюквы»…

 

Кузница, прялка и каша из топора

Семилетняя Ульяна, несмотря на юный возраст, с ходу определяет эту самую «клюкву» в выступлениях современных фольклорных коллективов. В то время как Арсений рассказывает о специфике головных уборов, количестве кос и лент, девочка всё это наглядно демонстрирует на примере собственноручно изготовленных кукол, костюмы которых украшены замысловатыми узорами. Премудрости народной моды вместе с песнями, танцами и играми она постигает в одной из групп детской организации «Вечёрочка» под руководством Елены Адмакиной.

– В «Вечёрочку» мы набираем детей в возрасте от четырёх до десяти лет. Основная цель – традиционное воспитание ребёнка с учётом возрастных и психологических особенностей, – рассказывает Елена Васильевна. – Лучше всего ребёнок воспринимает окружающий мир через игру. Как рассказать детям об окружающем мире? Например, есть народный рассказ о том, как рубашка в поле выросла. В доступной игровой форме описывается весь процесс создания одежды: от посадки льняного зёрнышка до демонстрации одетой на малыша льняной рубашечки. В результате у ребёнка меняется отношение к вещам, к труду, а в более широком смысле – и к своему народу.

Не менее интересный пример – инсценировка известной русской сказки о каше из топора. Этим процессом руководил неутомимый Арсений: водил подрастающее поколение в поход с обязательным разведением костра и кипящим над огнём котелком, в который, кроме настоящего топора, добавлялись все положенные ингредиенты – крупа, соль, масло. Дети были в восторге!

Знакомят воспитанников и с народными промыслами: в частности, благодаря дружеским контактам руководителей детям показывали основы гончарного и кузнечного ремёсел. Арсений с увлечением рассказывает, как его воспитанники – в рамках работы «Вечёрочки» он ведёт курс традиционного мужского воспитания – постигали кузнечную премудрость: слушали рассказы об инструментах, свойствах металла, его закаливании. Итогом стал самостоятельно выкованный ребятами гвоздь.

Что касается девочек, то в работе с ними упор делается на ткачество поясов, изготовлении кукол и вышивании, примеры чего мне и демонстрировала Ульяна.

 

Не просить, а предлагать!

В настоящее время общее количество детей, посещающих занятия «Вечёрочки» приближается к 40. Воспитанники объединены в группы, с каждой из которых проводится порядка двух занятий в неделю. Основная сложность – отсутствие базы, приспособленной под эту довольно сложную деятельность. Потому занятия групп происходят там, где с помещениями помогают люди, разделяющие взгляды организаторов.

Игры, танцы, песни, ремёсла. Какие ещё направления работы планируете освоить в перспективе?

– В планах на текущий год – постановка сказок с использованием настольного кукольного театра, посещение детских организаций с целью показывать сказки поучительного, воспитательного характера. Сказкотерапия сейчас получает всё большее распространение, и сказочный сюжет ждёт своей реализации. Это станет новым этапом работы.

Существует ли поддержка со стороны муниципальной или краевой администрации?

– Существует. Но разовая, точечная. Пару раз нам предлагали помещения для занятий. Но, посмотрев их, мы поняли: эти помещения просто не подходят для работы с детьми. И «Вечёрка», и «Вечёрочка» находятся на самообеспечении, что во многом дисциплинирует их участников, показывает уровень заинтересованности каждого. Главное же правило, которого стараемся придерживаться: никогда не выступаем в роли просителей. Если приходим куда-то, то всегда с конкретными предложениями!

Комментарии ()