еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Под надзором «большого брата»

Женщина в полицейской форме – явление уже обыденное. Но вот для рядов ГИБДД всё-таки ещё довольно редкое, профессия эта по-прежнему считается сугубо мужской.

Однако стереотипы уже ломаются и в этой службе. В рядах ведомства, которому 3 июля исполняется 79 лет, всё чаще встречаются представительницы прекрасного пола. Пока ещё не в качестве инспекторов ДПС на дорогах, но на не менее ответственных должностях. Например, в Центре автоматизированной фиксации нарушений ПДД (ЦАФ). Вот уже несколько лет ставропольские автомобилисты получают так называемые «письма счастья» – штрафы, оформленные с помощью средств автоматизированной фиксации нарушений ПДД. Однако ещё не все из владельцев железных коней в полной мере понимают, как происходит этот процесс. Мы решили выяснить, как и за что штрафуют водителей, когда и где появятся новые точки контроля и как можно оспорить выписанное постановление. За подробными комментариями мы обратились к инспектору ЦАФ ГИБДД ГУ МВД РФ по СК Наталье Маслюковой.

– Наталья Вячеславовна, какие нарушения правил фиксируются в автоматическом режиме?

– Скоростного режима, парковки, проезда на запрещающий сигнал светофора. За порядком на дорогах в крае сейчас следят около сотни стационарных и передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД.

– Проблема неправильной парковки остро стоит в первую очередь в Ставрополе и в городах КМВ. Бороться с явлением призваны в первую очередь комплексы «Паркон». Расскажите, как они действуют.

– Основа «Паркона» – видео-фиксатор и рабочая станция, на которой выполняется обработка видео, а также модуль навигации ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого «Паркон» связывается со спутником и определяет точные координаты места нахождения нарушителя. Прибор устанавливается в патрульном авто, который курсирует по улицам и ведёт съёмку неправильно припаркованных машин. Когда экипаж подъезжает к участку зоны действия запрещающего знака, прибор фиксирует регистрационные знаки автомобилей-нарушителей. Однако такая машина должна дважды попасть в объектив комплекса. То есть сотрудники ДПС, зафиксировав нарушение, возвращаются на этот же участок не раньше чем через пять минут для контрольной съёмки. Если при повторном проезде будет зафиксирован тот же автомобиль в том же месте, то автоматически «Паркон» в ЦАФ направит файл: две обзорные фотографии, две фотографии автомобиля, время и адрес фотофиксации нарушения. Примерно по такому же принципу работают и стационарные камеры видеофиксации: засекают автонарушителя, формируют файл и передают его в ЦАФ.

– Не раз слышала от автомобилистов, что они ничего не нарушали, это, дескать, сами сотрудники полиции подрисовывают на фотографиях номера машин. Чтобы содрать с несчастного автовладельца штраф.

– Корректировать, редактировать, подрисовывать что-то в файлах «Паркона» невозможно по техническим причинам. Файл, в который заложена масса данных, формируется как единое целое. Причём формируется не человеком, а компьютером и является закрытым файлом, не допускающим никакого вмешательства. В нём ничего невозможно изменить. Инспектор ЦАФ проверяет только соответствие государственного регистрационного знака транспортному средству, которое находится в фотоматериале, и тому, которое находится в директории, распознанной программным обеспечением. После этого делается запрос на учёт транспортных средств, в автоматическом режиме присоединяется информация по собственнику транспортного средства, это всё сверяется, и постановление подписывается должностным лицом. Изготовленная на основе электронного файла печатная копия направляется автовладельцу.

– Как быть, если авто сломалось именно в зоне действия знака, запрещающего стоянку или остановку, а мимо едет экипаж с «Парконом»? Человеку тоже придётся платить штраф?

– Нет, ведь по ПДД в случае поломок, ДТП и прочих неприятностей водитель должен включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (но не канистры, палки с тряпками и прочие подручные средства, которые автомобилисты любят использовать в качестве этого знака). Эти опознавательные сигналы очень хорошо будут видны на фотографии. Ну а если эти условия водитель не выполнил, никто не виноват.

– А если автомобилем управлял не владелец авто, а другой человек? Кто в этом случае обязан платить штраф?

– По КоАП РФ, за нарушение в области безопасности дорожного движения, которое зафиксировано с применением средств автоматической фиксации, ответственность несёт собственник. Но законом предусмотрена возможность обжаловать постановление, если в момент нарушения автомобилем управлял другой человек. Хочу обратить внимание, что обязанность предоставить информацию, кто именно управлял транспортным средством, лежит на его владельце. Исключение составляют только ТС, находящиеся в угоне. Обжаловать постановление можно по почте, по электронной почте либо лично. При этом анонимки не принимаются. В обращении должны быть указаны ФИО, число, месяц, год рождения заявителя, причины, по которым он просит прекратить производство, и само требование: «Прошу прекратить производство по данному протоколу...».

– Как невиновному собственнику транспорта доказать, что автомобилем управлял не он?

– Предоставить копию страхового полиса, где указано, что ТС может управлять неограниченное число лиц либо в которое вписано лицо управлявшее автомобилем. А также пояснение самого собственника автомобиля с указанием ФИО того, кому он передал управление, чтобы мы могли этого гражданина в рамках проводимого административного расследования вызвать, получить объяснение и подтверждение. Если все факты подтвердятся, жалоба будет удовлетворена, производство прекращено. А к ответственности привлекут истинного виновника, если, конечно, не прошёл срок привлечения к административной ответственности – два месяца с момента вынесения постановления.

– Бывает такое, что сотрудники ЦАФ забывают отправить «письмо счастья» нарушителю?

– Нет, но жалобы, что человек не получал уведомление о штрафе, встречаются. Однако хочу сразу пояснить, что уведомления мы высылаем всем без исключения. Письма высылаются заказные, то есть их не бросают в почтовый ящик, а человек получает уведомление с почты, что на его имя там лежит заказное письмо. Не обратил внимания на эту памятку, поленился забрать корреспонденцию из почтового отделения, штрафной документ возвращается в ЦАФ, и мы начинаем по нему административное производство. Второй причиной может быть тот факт, что живёт человек по одному адресу, а зарегистрирован по другому. Или выписался с одного адреса, а о новом не уведомил РЭО. Ведь наши уведомления отсылаются по адресу регистрации гражданина, которые мы берём в базе РЭО. Так что при смене адреса владельцу обязательно нужно уведомить об этом сотрудников РЭО.

– Бытует мнение, что с помощью плёнок или жидких покрытий можно сделать регзнаки нечитаемыми для камер. В качестве доказательства продавцы этих средств наносят на номер чудо-покрытие, делают фото. И на картинке действительно не читаются ни цифры, ни буквы.

– Всё это так называемый развод на деньги. Дело в том, что камеры фиксации работают в инфракрасном режиме – это вам не съёмка мобильным телефоном, – и никакая плёнка или «чудо-жидкость» им не помеха. Даже не сильно толстый слой грязи не помешает им считывать номера машины. Так что покупателям «панацеи» не стоит рассчитывать на то, что им удастся обмануть камеры. Бывают даже анекдотичные случаи. Например, один из автомобилистов из числа любителей погонять с ветерком, чтобы его не засекли камеры, стёр ацетоном чёрную краску с букв и цифр своего регзнака. Но это закончилось для него плачевно: во-первых, инфракрасный «глаз» камеры всё-таки считал номер его авто по выпуклостям на номере и выписал ему штраф за нарушение скоростного режима. А, во-вторых, его раза три останавливали экипажи ДПС и тоже выписывали штрафы – за езду с нечитаемыми регзнаками. Так что мужчина, получилось, сам себя перехитрил.

– Скажите, есть ли ещё какая-то польза от камер, кроме пополнения бюджета за счёт штрафов – их количество благодаря «большому брату», как известно, значительно возросло в последние годы?

– Конечно. Водители, зная, что за ними может следить «всевидящее око», становятся более осмотрительными и дисциплинированными. По статистике, количество ДТП в том месте, где установлены камеры, снижается на 75%. А значит, снижаются и экономические потери от автоаварий. К примеру, в нашем крае ежегодная сумма материального ущерба (не говоря уже о моральных потерях) от ДТП составляет около 1,5 млрд рублей. И затраты на оснащение трасс комплексами – установка одного обходится почти в 2 млн рублей – окупаются в течение трёх месяцев.

– Какие месяцы и дни недели можно назвать «ударными» в плане количества фиксируемых камерами нарушений?

– Из дней недели это пятница и суббота. Люди в предвкушении и в разгар выходных расслабляются, спешат на отдых, в гости. А из месяцев безусловные лидеры – конец августа и сентябрь. После отпусков и каникул народ расслаблен, теряет бдительность и гоняет, забыв обо всём. В этот период к нам в ЦАФ поступает до 50 тысяч фотофайлов с фиксацией нарушений ПДД. Так что у нас сейчас наступает самая горячая пора: только успевай отправлять заказные письма нарушителям. К тому же, в крае планируется увеличить количество камер фиксации как стационарных, так и передвижных, так что об отдыхе нам приходится только мечтать.

Комментарии ()