еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Защити себя сам?

Закон «О защите прав потребителей» в нашей стране остаётся одним из тех нормативных актов, суровость положений которого смягчается необязательностью их исполнения.

Во всяком случае, такова позиция многих поставщиков товаров и услуг, для которых мы, потребители, – безликая серая масса, обязанная повышать их благосостояние без права на недовольство чем бы то ни было.

На Ставрополье в период постсоветской истории работали и продолжают по сей день работать свыше десятка организаций и объединений, имеющих задачу по защите прав потребителей. Деятельность их, скорее, можно назвать успешной, ведь конфликты между продавцом и покупателем после вмешательства общественников почти всегда решаются в пользу последнего.

И в краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей подтверждают, что рассмотрение дел в судах по обращениям граждан чаще оборачивается в пользу истца. Однако этот факт никак не сказывается на мироощущении руководства компаний, занятых в торговле и сфере услуг.

Нечистых на руку коммерсантов, малограмотных в правовом плане, поджидает неприятный сюрприз. В соответствии с Постановлением Верховного суда РФ № 17 от 18 июля 2012 года потребитель освобождён от необходимости доказывать свою правоту. Бремя доказательства обстоятельств целиком ложится на продавца, который, к тому же, оплачивает услуги представителя истца, если дело проиграно. Поэтому бывает достаточно заявить о своих претензиях, например, обратиться к частному юристу или в общество по защите прав потребителей, подать иск в суд и спокойно ожидать результата.

Как показывает практика, в нашем крае наибольшее число жалоб поступает от покупателей электроники, и на первом месте – мобильные телефоны. Большинство продавцов в случаях возврата вышедших из строя «сотиков» поражают полным незнанием содержания главы второй статьи 18 Федерального закона, где говорится о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Поэтому народу приходится своими словами объяснять дальнейший алгоритм действий плохо обученному персоналу в надежде, что «дойдёт».

В крупных сетевых магазинах факты возврата воспринимают спокойнее, ведь на месте всегда есть руководитель среднего звена, который в отличие от подчинённых юридически подкован. А вот в магазинчиках поменьше, будь то известная сеть вроде «Связного», «Евросети» и прочих или торговая точка, где заправляет некий ИП, иногда приходится понервничать. Удивительно, но покупателя, недовольного товаром, как правило, воспринимают враждебно, любыми путями стараются выпроводить вон и даже на экспертизу порченого телефона соглашаются чуть ли не под пытками. Так что часто выход один – обращение в организации по защите прав потребителей. Ежегодно с помощью их специалистов в ставропольских судах выигрываются десятки дел о мобильниках, а в пользу граждан, чьи права нарушены, взыскиваются порой кругленькие суммы.

Благодаря стремительно растущим темпам строительства жилья в крае получила распространение новая категория дел о нарушении прав потребителей. За последние годы в общества по их защите и к частнопрактикующим юристам обратились сотни граждан, требующих взыскания с застройщика денег, переданных по договору долевого участия в строительстве, или взыскания с застройщика неустойки за нарушения сроков сдачи дома в эксплуатацию или затягивание сроков оформления права собственности квартиры.

На слуху немало громких историй на эту тему, части пострадавших удалось добиться справедливости, но не всем. Это понятно, когда компания-застройщик приказала долго жить, а её руководство скрылось в неизвестном направлении. Однако некоторые преступившие закон остались безнаказанными лишь по причине своей фантастической изворотливости.

Дольщики, вложившиеся в один из потребительских кооперативов собственников жилья, несколько лет не могли добиться введения в эксплуатацию жилого комплекса. Несмотря на судебные иски, многократные обращения к властям и даже пикеты у здания краевого правительства, председатель ПКСЖ продолжал брать у людей деньги на строительство домов с романтическими названиями.

В судебном порядке требовали взыскания с застройщика компенсации за задержку сдачи объекта строительства в эксплуатацию и собственники квартир в доме по ул. 2-й Юго-Западный проезд, 2-г. Положительные решения по их искам есть, но получить набежавшую пеню от 200 до 400 тыс. рублей истцы не смогли. Чтобы избежать ответственности, руководство ООО создало фирму-двойник и на неё перевело все активы.

За последние два года значительно выросло число недовольных клиентов автосалонов, расположенных на Кавминводах и в Ставрополе. Претензии предъявляются по поводу взыскания с продавца основной суммы стоимости и штрафных процентов за несвоевременно переданный по договору автомобиль. Речь идёт в основном о легковушках и кроссоверах средней ценовой категории, наиболее популярных у жителей края – Renault, KIA, Hyundai, Nissan и Chevrolet.

В краевую общественную организацию защиты прав граждан и потребителей поступали соответствующие жалобы, и требования пострадавших были удовлетворены в судах. К борьбе за правое дело подключился даже Роспотребнадзор, подготовивший иски к нескольким автосалонам, входящим, кстати, в группу компаний. По данным за прошлый год, количество обиженных автолюбителей превысило 550 человек, причинённый им ущерб оценивался в 100 млн рублей. По всем фактам нарушений служители Фемиды удовлетворили требования заявителей, включавших и выплату неустойки. Но расплачиваться с клиентами автосалоны не очень-то спешат, пеняют на кризис и трудные времена.

Жители Ставрополья судятся также с производителями мебели, нарушившими сроки доставки товара потребителям, со страховыми компаниями, обделившими их при выплате страхового возмещения, кредитно-финансовыми учреждениями, слукавившими в момент заключения договора займа. Похоже, расслабляться не стоит, обмануть могут везде и всюду, поэтому лучше защищаться от недобросовестных воротил бизнеса самостоятельно, не уповая на государство.

Комментарии (0)