И правда, почему? Ведь, как говорят знающие своё дело лесничие, лес топора не боится – ему огонь страшен. Ну, на борьбу с огнём «Ставропольскому лесничеству» выделяемых городской казной денег худо-бедно хватает, а вот чтобы лес в здоровом состоянии держать… Увы, тут встаёт вопрос приоритетов.
Казалось бы – зачем же его рубить? Ведь по нынешним временам на планете Земля каждое дерево на счету. А всё просто: чтобы молодые растения получали достаточно света, пространства и питательных веществ для комфортного роста, нужно удалять старые больные деревья и сухостои. Это называется санитарная рубка. Но по нынешним временам рынок сбыта этих деревьев на Ставрополье отсутствует, девать их некуда, поэтому приходится оставлять всё как есть, а это лесу только вредит – мало того, что он захламляется естественным путём, так ещё и повышается опасность пожаров.
Грязные леса – тоже очень острая проблема. Каждый ставрополец, время от времени посещающий лес, становится невольным свидетелем удручающей картины – свалки отходов человеческой жизнедеятельности. Опять же вопрос – кого винить в этом? Людей? Ведь это именно горожане вывозят мусор на территорию леса, чтобы оставить его там и благополучно забыть о своём деянии… Но делается это далеко не всегда из банальной беспечности. Для того чтобы вывезти мусор на городскую свалку, нужна энная сумма денег, в то время, как лес никаких дополнительных средств за подобный «приют» не требует. А если копнуть глубже? Ведь если бы городские службы работали как положено, вовремя вычищались специально предназначенные для отходов контейнеры, возможно, проблема принимала бы не такие обороты. Да, лесные свалки расчищаются с периодичностью пару раз в год, но этого недостаточно. И каким образом лесничество может бороться с экологическими преступниками, если по факту у него нет ни соответствующих прав, ни возможностей?
Ох уж эти трудоголики
Большинство инцидентов нанесения вреда лесу приходится на выходные дни и вечернее время суток – это и загрязнение, и несанкционированный спил деревьев, и поджог, причём не всегда происходящий по банальной безалаберности человека, но и очень даже предумышленно. Единственное, что может сделать в данном случае работник леса – поймать злоумышленника, как говорится, за руку. Но и тут всё не так просто – поймать-то поймал, а вот пойди теперь и привлеки нарушителя к ответственности, если всё, что есть в твоём арсенале, – это служебное удостоверение. В таком случае вся надежда на совесть человека, которая в большинстве случаев, увы, отсутствует. Возмущённый гражданин запросто может обратиться в суд, отстаивая свою оскорблённую гордость, и если против него не будет достаточно веских аргументов, то юридически он окажется невинен.
Опять же, разве лесник не человек? Суббота и воскресенье его законные выходные, в которые он должен заниматься всем, что его душа пожелает, но никак не бродить по лесу, ведь в таком случае претензии предъявляются уже ему: «Что он там делал в свой положенный отдых?» Не доверяют у нас трудоголикам, не по понятиям менталитета это!
А если серьёзно… «Не то что фанаты своего дела, но даже обычные грамотные кадры нынче дефицит, – сокрушается Сергей Зенченков, начальник государственного казённого учреждения «Ставропольское лесничество».
Наши леса страдают ещё и от отсутствия людей, готовых их защищать и оберегать. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания невозможно. При разумном и научном подходе к природе её дары и богатства не иссякают, а могут даже наращиваться. Необходимо взаимодействие человека с природой и искусственно создаваемой средой. Усилия общества необходимо направлять на поддержание природного равновесия и совершенствование среды обитания в условиях роста производительных сил. А где же их взять, этих сознательных индивидов, когда зарплата за их знания предлагается мизерная, а дел – непочатый край? Да и простого энтузиаста – любителя природы с улицы на такую должность никто не возьмёт: как и в любом деле, здесь нужны особые знания и понимание леса. Да вот только в специализированных учебных заведениях кандидатов на место лесного рабочего, к сожалению, недобор.
Немного про край
И так дела обстоят не только в краевом центре. К примеру, в Кисловодске они обстоят ещё хуже. Согласно Лесному кодексу, ухаживать за городскими лесами, охранять их от браконьеров, поджигателей и захватчиков призвано муниципальное лесничество. Но ничего подобного в Кисловодске нет. С помощью изощрённого юридического крючкотворства или каким-то иным способом, но местным властям удалось убедить правоохранителей, что включение в штат управления городского хозяйства администрации Кисловодска ещё одного ведущего специалиста, в чьи должностные обязанности входит присмотр за 2328 гектарами городских лесов, эквивалентно созданию организации с пятью специалистами, десятью лесниками, несколькими тракторами, автомобилями и множеством единиц спецтехники. Во всяком случае, законники вопросами о городских лесах администрацию Кисловодска в последние годы не донимают. А деградация городских лесов Кисловодска от пожаров, браконьеров и вредителей становится всё очевиднее.
Финансирование
Это больная мозоль всех муниципальных образований. Например, площадь городских ставропольских лесов, ответственность за которые несёт непосредственно администрация города, составляет три с половиной тысячи гектаров, и государство выделяет на них ни много ни мало порядка пятнадцати миллионов рублей. Казалось бы, ну чего ж ещё? Есть же где развернуться! Но нет, почему-то городское достояние продолжает распродаваться в частные руки, как правило, под застройку жилых домов. В чём подвох? В Ставрополе до сих пор (!) не закончено межевание лесных массивов, а значит, есть возможность «кошель погреть». Одно радует – проблема сохранения городских лесов постоянно находится в центре внимания населения, об этом свидетельствуют многочисленные акции граждан и постоянные публикации на эту тему в СМИ: люди требуют прекращения варварского обращения с зелёными насаждениями и стараются активно бороться с беспределом…
А как обстоят дела с обеспечением финансами «Ставропольского лесничества»? Здесь всё гораздо скромнее – на 15 тысяч гектаров приходится всего около семи с половиной миллионов рублей в год. Не такая уж и царская сумма, если посчитать. Вот и приходится крутиться и выбирать между санитарными рубками, заготовкой и высадкой саженцев, разрубкой квартальных просек и многими другими задачами, что приоритетны на данный момент. Правда, к чести лесничества, пока справляются и с предотвращением лесных пожаров, и с высадкой молодых деревьев.
Воспитание
Однако одно дело – высокие мысли об экологической проблеме, и совсем другое – реальные действия. Прежде всего начинать приобщать к природным проблемам подрастающее поколение нужно с детского сада и школы. Необходимо формировать у школьников способность и потребность принимать на себя ответственность за решение этих проблем. В школьной практике экологическое воспитание осуществляется преимущественно путём передачи учащимся необходимого объёма экологических знаний. Но и этого мало – необходимо формирование пропагандистской программы. Чтобы достучаться до каждого ставропольца.
Андрей АКУЛИЧ
Комментарии (0)