еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Ученье – свет!

«Ты должен стать им – не просто человеком, который вместе с ними впервые изучает учебник, пусть ты знаешь его от корки до корки и который задаёт им домашнее задание. Ты должен стать для них действительно важным и нужным человеком. Одного авторитета недостаточно – их глаза должны светиться интересом, когда они приходят на урок!». Таким видит настоящего учителя наша сегодняшняя героиня.

В 1953 году в Светлограде появилась на свет Евгения Владимировна Гордиенко – настоящая активистка, исследователь, человек неисчерпаемого энтузиазма… Но это всё потом, в будущем, а пока маленькая девочка Женя потихоньку подрастает, вместе с родителями переезжает в Армавир, который так и будет всю свою жизнь считать родным домом. Здесь же она заканчивает среднюю школу, после которой в 1970 году идёт учиться в Ставропольский государственный политехнический институт на исторический факультет.

 

С места в карьер

Окончив вуз, Евгения по распределению едет работать учителем истории прямиком в Карачаево-Черкесскую автономную область. Так как больше преподавателей этого профиля в школе не было, то ей, вчерашней студентке без стажа, приходилось вести предмет во всех классах.

– Нагрузка была колоссальнейшая, – рассказывает Евгения Владимировна. – Работа с детьми – дело ответственное, а у меня в этом даже практики не было. Можно сказать, что я тоже училась – вместе с моими ребятами.

Работая здесь, она не только познавала премудрости школьной жизни. Её энергии хватало на то, чтобы параллельно со своей основной деятельностью создать целых три музея: «Первый – этнографический. Второй был посвящён богатейшей истории нашей станицы Кардоникской, где я, собственно, и находилась. Ну а третий, как было заведено в то время, отображал основные моменты деятельности Владимира Ильича Ленина, куда же без этого?»

Помимо этого, она выпускала газету, руководила двумя факультативами, участвовала в казачьих кружках… Словом, за два года, проведённых в КЧАО, скучать ей не пришлось ни минуты.

Но в связи с семейными обстоятельствами Евгения вынуждена была вновь вернуться в Ставрополь. Устроиться по специальности в городе оказалось не так-то просто, потому работать пришлось идти туда, куда глаза глядят. А глядели они на самое красивое здание проспекта Карла Маркса, в котором располагалась библиотека Политехнического института.

 

Школа, школа… Я скучаю!

Это была совершенно новая, интереснейшая сфера деятельности с огромным потенциалом, ведь фонд библиотеки очень богат! Начав здесь с нуля, ей удалось добиться неплохих результатов, особенно позже, когда началась работа со студентами.

Однако после рождения первого ребёнка и выхода из декрета в библиотеку Евгения Владимировна уже не вернулась – на кафедре всеобщей истории СГПИ освободилось место лаборантки.

– Надо сказать, что пришла я туда с довольно завышенным мнением о себе самой. Думала, что за время практики в школе я уже повидала жизнь, потому робости никакой не было, скорее, наоборот, некая наглость… И слава богу, меня, наверно, только из-за неё и взяли, – её немного лукавой улыбке невозможно не поверить. А по ночам молодая сотрудница осваивала новые для себя виды деятельности – печатала на машинке, рисовала, чертила… Сказать, что ты всё умеешь, ничего не стоит, а вот подтвердить свои слова…

Но, для того чтобы добиться там определённых высот, одной наглости мало – надо было ехать в Москву за повышением квалификации. Увы, у Евгении такой возможности не было.

К тому времени у нашей героини был муж, двое детей, племянник, которого она взяла к себе после смерти сестры, больная бабушка, за которой нужен был уход… Разве можно работу поставить выше семьи? Она не смогла. И после нескольких лет труда на самой любимой и комфортной для неё работе Евгении пришлось уволиться, чтобы посвятить себя близким.

– По странному стечению обстоятельств я после значительного перерыва устроилась… – небольшая интригующая пауза в повествовании сменяется немного удивлённым: – В газету!

Такое ощущение, что героиня сама до сих пор в это не верит.

– «Аргументы и факты» подарили мне один из самых ценных опытов в жизни – общение с людьми. С интересными, яркими, необычными личностями. Мне нравился этот период.

 

Дом, милый дом?

Но Евгения Владимировна была внештатным журналистом, и её беспокоило собственное туманное будущее. Нужно было что-то стабильное и более серьёзное. Найти место в школе было по-прежнему сложно, но это стало её основной задачей. И она с ней благополучно справилась. А как же иначе?

Но школа – это среда достаточно консервативная, сложная. Люди, работающие там, стоят практически плечом к плечу, задевая друг друга, зачастую даже не желая этого. Из-за чего с непривычки там может показаться некомфортно. Большое напряжение возникает у учителя, когда он пытается найти путь к детям. А если учесть, что городские ребята всегда отличаются от станичных и по большому счёту часть навыков образовательного процесса Евгения к тому моменту уже подрастеряла, ей пришлось вдвойне нелегко.

– Не могу сказать, что все эти годы я не пересекалась со школой вообще – мои дети учились, я помогала им. Подрабатывала тем, что замещала болеющих учителей, – продолжает Гордиенко. – Но когда я пришла туда преподавать, то поняла, что система сильно усложнилась по сравнению с той, что была раньше, появилось много совершенно лишней бумажной работы, которая отнимает время.

По мнению Евгении, у действительно хорошего учителя должна быть строго определённая система навыков, отработанная годами. Недостаточно просто знать материал, нужно ещё уметь грамотно его преподнести, так же, как и чувствовать время, разделять внимание класса, а это умеет далеко не каждый.

 

От образа к дате

– Была у меня ученица, с которой мы постоянно конфликтовали. Причём именно по поведению – она вечно нарушала дисциплину, – вспоминает Евгения. – Совсем недавно я встретила её на улице, и она сказала мне самое ценное, что может услышать учитель от своего бывшего ученика – что она помнит мой предмет практически «от и до».

Как же ей это удаётся? Она не считает себя идеальным классическим учителем, у которого каждое занятие расписано по секундам, скорее наоборот.

– Я учитель нестандартный, – смеётся героиня. Но вдруг глубоко задумывается, чтобы медленно, с расстановкой продолжить. – В чём мой секрет? Прежде всего надо помнить, что работа с детьми не может ограничиваться какими-либо рамками! С ними нужно быть готовой ко всему абсолютно. Иногда, как бы заезженно это ни звучало, надо уметь думать, как ребёнок, чтобы понять, что ему нужно, и постараться дать это по максимуму. В моём случае – вся сложность в датах. Конечно, ребят перегружают цифрами и на других предметах, и я это прекрасно понимаю. Поэтому, чтобы они запоминали само событие, надо создать яркий образ. А годы они привяжут к нему автоматически.

Люди не врут, когда говорят, что учитель – это призвание. Разве у всех достанет терпения и любви к детям и своему предмету, чтобы работать в школе? Особенно зная, какие в России платят зарплаты тем людям, которые в первую очередь учат нас жизни, с кого мы берём пример… В этом случае хороший добросовестный педагог становится практически энтузиастом! За что им отдельная благодарность.

Ольга ШИЛОВА

Комментарии ()