еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Владения Серафима

Не бывает дыма без огня, не бывает сказки без правды. Быль происходит от легенды или легенда рождается от правды? Вопрос такой же спорный, как в байке про курицу с яйцом. Но что получилось из легенды в реале и как она родилась, узнать порой довольно интересно.

Речь пойдёт о северном лесном массиве краевого центра. Он носит название Члинский лес, который ограничен с юга Лесной улицей, с запада – усадьбой бывшей психиатрической больницы, с севера – дачным городком. По его восточной части проходит железная дорога.

 

Явление старца

Из всех лесных массивов краевого центра Члинский лес наименее изучен и очень редко упоминается в литературных источниках. Впервые сведения о нём появляются в 1800 году, когда во всех уездах проводилась опись имеющихся в России лесных фондов. Капитан-лейтенантом русского флота Суховым был составлен план окрестных лесов Ставрополя. На нём были обозначены границы леса, который назывался вначале «Казацким», затем «Круглым», в дальнейшем «Монастырским», а теперь Члинским. В начале ХХ века на территории усадьбы психбольницы размещался Иоанно-Марьинский женский монастырь, монахини которого и разбили вокруг источника ухоженный парк, впоследствии превратившийся в густой и красивый лес. Место намоленное, на территории родник – исток речушки Чла. Сейчас это источник святого преподобного Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых русских святых. В советские годы монастырь был закрыт, храмы и строения разрушены. Только старые деревья-исполины напоминают о прошлом.

Своё название родник получил относительно недавно, по крайней мере, об этом гласит легенда, которую сегодня знает каждый прихожанин храма, построенного на святом месте. Во время Великой Отечественной войны небольшой группе советских солдат пришлось укрыться в Члинском лесу. В разгар ожесточённых боёв бойцы увидели приближающегося к ним старца, невысокого роста, немного сгорбленного, с палочкой в одной руке, с хлебом в другой. Но исчез незнакомец так же внезапно, как и появился.

Через много лет один из тех солдат увидел икону преподобного Серафима Саровского и в его облике узнал старца, который помог бойцам выйти из леса. Говорят, во многом благодаря этому видению, молва о котором передавалась из уст в уста, родник впоследствии стал носить имя святого.

 

Легенда живёт и помогает

В 1800 году лес занимал 214 га, к 1962 году его площадь сократилась до 187 га, более новых данных разыскать не удалось, но с уверенностью можно сказать, что соседство с городом не идёт лесу на пользу, он продолжает сокращаться. А для города и его жителей польза есть. По соседству с лесом и святым источником находится «дом печали», как его называют в народе – краевой онкологический центр. Пациенты стационара частенько наведываются к источнику, а в церквушке могут помолиться и покаяться. «Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи», – говорил сам преподобный Серафим, и прихожане констатируют случаи полного исцеления людей от страшного недуга. Жители окрестных многоэтажек и просто приезжие горожане постоянно приходят сюда за водой с большими бутылями. Они готовят на этой воде пищу, дают детям. А вода в источнике мягкая, пресноватая, но очень вкусная и студёная. И главное – «живая».

 

Чистый дом, чистая душа

В усадьбе Иоанно-Мариинской обители монахини обустраивали парк и с любовью ухаживали за ним. Аллеи могучих деревьев соседствовали с цветочными клумбами, зелёными лужайками. Были расставлены скамейки, устроены пруды. В монастыре находились три величественные церкви со звонницей, монастырские кельи, церковно-приходская школа, гостиница для паломников, ветряная и водяная мельницы. Были у монастыря пасеки, богатые огороды и сад. Теперь уж этого всего не вернуть.

Члинский лес сравнительно удалён от крупных транспортных магистралей, а потому относительно мало посещается жителями города. Но и те, которые проводят здесь свои уикенды, умудряются оставлять после себя кострища и отвратительный хлам.

«Купи метёлку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа», – эти мудрые слова тоже принадлежат Серафиму Саровскому. Пусть они прозвучат в назидание каждому.

Евгения ШКРЯБИНА

Комментарии ()