еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Четырёхколёсное хамство

Что делать, если сотрудники ГИБДД бездействуют, даже когда на их глазах нарушаются законы и правила? Активисты Всероссийского общественного движения «СтопХам» считают, что выход один – вооружившись знаниями и видеокамерой, лично браться за дело и бороться с нарушителями.

 

Опасная работа

Помимо личной войны активистов с бессовестными владельцами машин, в России существует федеральный проект, который называется «СтопХам». В июле 2010 г. он был представлен на молодёжном форуме «Селигер». Целью этой общественной организации является борьба с нарушителями правил дорожного движения и особенно с теми, кто, невзирая на все законы и нормы, паркуется на своё усмотрение. Именно такие владельцы становятся обладателями яркой круглой наклейки на лобовое стекло – «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу».

Работа у активистов проекта очень непростая. В многочисленных видеороликах можно увидеть, как наглые водители не стесняются открыто хамить участникам, игнорировать аргументированные просьбы, а иногда даже угрожать. Сложно сказать, откуда у автовладельцев возникает столько агрессии по поводу собственных нарушений. В настоящее время «СтопХам» – это международный проект с представительствами на Украине, в Казахстане, Молдове, а также странах Прибалтики.

Деятельность проекта – настоящее сражение. И не только потому, что приходится защищать свои интересы. Важную роль играет то, как именно приходится их отстаивать. Порой водители не стесняются угрожать людям с видеокамерой, лезут с кулаками или с чем-то потяжелее. Активисты до последнего не сдаются, даже когда слышат о высокопоставленных знакомых и родственниках нарушителей.

 

Добро с кулаками

Проект с, казалось бы, вполне мирной гражданской инициативой оказался экстремальным из-за неадекватного поведения некоторых российских автолюбителей. Простое, на первый взгляд, дело – объяснять водителям ПДД, договариваться и добиваться понимания – обернулось сложной задачей, требующей подготовки.

Без предварительной организации выход на поиски нарушителей обычно не совершается. Как правило, в рейде принимают участие юрист, знающий правила дорожного движения, и пара активистов, обученных находить общий язык с конфликтными личностями. Оператор – тоже человек подготовленный, умеющий быстро реагировать и защищать технику. А вот на случай физической агрессии со стороны водителей активистов прикрывают специально обученные спортивные ребята. Особенность их подготовки заключается в том, чтобы уметь заблокировать и обезвредить противника, не нанеся ему увечий. Сами участники также обладают основными навыками самозащиты – уклонения от атак и группировки в крайнем случае. Никогда не знаешь, кто может стать твоим оппонентом в борьбе за соблюдение законов.

Главным организатором проекта является 28-летний Дмитрий Чугунов, по образованию социальный педагог. На данный момент Дмитрий – член Общественной палаты России. Всю жизнь прожил в спальных районах Москвы, богатых на нарушителей ПДД. По словам самого Дмитрия, в какой-то момент он осознал, что с таким вопиющим пренебрежением законами надо бороться.

И пошло-поехало. После форума Селигер проект был зарегистрирован в рамках молодёжного движения «Наши 2.0». Известность проект приобрёл в 2012 г. после конфликта возле ТЦ «Европейский» в Москве с женой заместителя полпреда Чеченской Республики при президенте РФ Тамерлана Мингаева, которая мало того, что припарковала транспортное средство в неположенном месте, так ещё и проявила агрессию по отношению к активистам. Несмотря на наличие автостоянки внутри торгового центра, она отказалась перепарковаться, заявив, что «машину не уберёт принципиально». Вскоре, после многочисленных требований и угроз, по просьбе матери приехал сын и, не разбираясь в ситуации, буквально набросился на участников с кулаками. Результатом этого инцидента стало официальное увольнение заместителя полпреда Чеченской Республики.

 

Я здесь главный

Высокопоставленные лица и их родственники, пожалуй, представляют собой особый контингент в этом проекте. Кроме конфликта с женой заместителя полпреда, чиновники ещё не раз становились главными героями видеороликов. И это несмотря на то, что люди такого ранга должны в первую очередь быть блюстителями общественного порядка.

Так, например, в апреле прошлого года активисты заблокировали автомобиль консультанта правового управления Центризбиркома РФ 24-летней Маргарет Аракелян, которая пыталась припарковаться на пешеходном переходе в Москве. После чего нарушительница грубо объявила, что является госслужащей, имеет право так парковать автомобиль и угрожала неприятностями в случае обнародования видеозаписи. Итог этой истории – извинения главы ЦИК РФ В. Чурова за действия своего сотрудника.

А в марте текущего года наклейки на свои дорогие красивые автомобили получили сотрудники Государственной Думы в Москве, которые припарковались прямо на тротуаре. Некоторые водители, чтобы не поднимать лишнего шума, согласились сразу же выполнить просьбы активистов. Однако были и те, кто не стеснялся проявлять агрессию и угрожать участникам.

 

Рязанское гостеприимство

За четыре года существования проект набрал не один десяток видеороликов. Некоторые из них получили скандальную славу. Для того чтобы рассказать обо всех агрессивных нарушителях, не хватит места на страницах газеты.

Одним из последних и самых запоминающихся стал конфликт с автолюбителем в Рязани. Ситуация классическая – дорожный хам припарковал своё транспортное средство прямо на проезжей части. На вежливые просьбы активистов переставить машину водитель ответил невиданной агрессией и нецензурной лексикой. Удивить таким участников проекта очень сложно. Однако спустя секунду водитель начал наступление, вооружившись внушительных размеров чёрной битой. Его целью было не просто запугать ребят, как это уже много раз делали и другие автовладельцы: последовали удары битой, с размахом и прицельной точностью.

На видео хорошо видно, что нарушитель наносил удары по голове, прикладывая орудие сверху вниз. Одному из стопхамовцев Алексею Спиридонову пришлось применить перцовый баллончик. В итоге зачинщик был госпитализирован из-за сильного носового кровотечения. Дело закончилось уже в одном из отделений регионального МВД.

Видеоролик, появившийся на просторах YouTube сразу же после происшествия, набрал невероятное количество просмотров и вызвал общественный резонанс. По сути, общественность разделилась на два лагеря: на защитников активистов и их противников.

 

Частная собственность

Такая тенденция существует уже довольно давно, практически с самого первого рейда. Позиция сторонников «СтопХам» вполне понятна – пора прекратить откровенное пренебрежение законами. Понять тех, кто действия активистов осуждает, благоразумному человеку сложнее. Главный довод противников заключается в том, что стопхамовцы не имеют права посягать на чужое имущество. И совершенно не важно, что это самое имущество нарушает правила дорожного движения, а его хозяин без тени смущения игнорирует просьбы окружающих.

Также на различных форумах стали появляться записи с примерным названием «Инструкция по борьбе с участниками движения «СтопХам». В них рассказывается о том, как, оперируя основными положениями законов РФ, не позволить активистам ни стикер наклеить, ни видео в сети опубликовать. Юридическая образованность – дело, конечно, хорошее. Однако автолюбителей на таких форумах, по сути, учат тому, как спокойно нарушать правила ПДД.

В сети очень распространено мнение, что активисты движения специально выбирают неуравновешенных водителей. Мол, такой шумихой увеличивают количество просмотров и поднимают рейтинг проекта. Подтверждений или опровержений этого нет, но до сих пор не ясно, почему в России люди так остро реагируют на активную гражданскую позицию.

 

Визит на Кавказ

В феврале и марте прошлого года активисты движения посетили и Ставрополье, а именно город-курорт Пятигорск. Основной зоной действия стали оживлённая улица Пастухова и проспект Калинина, где парковка транспортных средств запрещена, но автовладельцы эти запреты упорно игнорируют. Яркий стикер на лобовое стекло получали только владельцы бесхозных авто, с остальными же удавалось просто договориться. Проблема с парковочными местами в Пятигорске является очень актуальной – места не хватает, а число машин постоянно растёт. Вот и приходится автомобилистам постоянно нарушать правила.

– Мы понимаем, что проблема стоит острее, чем мы думали, – комментирует действия участников объединения «СтопХам» координатор движения по Пятигорску Андрей Кузин. – Только мы прошлись, только наклеили и машины начали уезжать, на эти же места сразу стали другие машины.

Бесспорно, проблема есть, и она требует решения.

Ирина КРЫМСКАЯ

Комментарии (0)