еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Свет сквозь семь веков

14 сентября 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о праздновании в 2014 году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Основным местом праздничных мероприятий является Сергиев Посад.

На заре XIV века, близ Ростова Великого, где испокон веков были солеварни, в Варницкой слободе (отсюда и название) родился младенец Варфоломей. Он стал вторым чадом в семье благочестивых ростовских бояр Кирилла и Марии.

 

Соль из солеварни

Однажды в день воскресный в самом начале лета Мария, будучи на последнем месяце беременности, пошла по обычаю своему в церковь. Стала перед иконой Святой Троицы и приготовилась к службе. Служба шла своим чередом, но во время чтения Евангелия все прихожане услышали крик младенца. Мария оторопела, почуяв, что воскликнул под сердцем её младенец. Крик повторялся трижды. Святая Троица смотрела  с иконы на Марию, и ей стало понятно, что сила, руководящая ею и младенцем, исходит от этой иконы.

«Чудо. Чудо деется», – шептали вокруг  люди. После причастия все ждали, что скажет Марии священник. Его глаза были наполнены благоговейными слезами. Священник возложил руку на склонённую голову Марии, помолчал недолго, а потом изрёк: «Соль земли Русской выйдет из наших Варниц». Так и случилось.

Вскоре Мария родила второго сына, и его нарекли Варфоломеем.

 

Путь к Богу – путь в вечность

Обеднев, Кирилл и Мария переселились со своими к тому времени тремя сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром в Радонеж. Когда родители скончались, приняв перед смертью монашеский постриг, Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его старший брат Стефан. Уговорив Стефана, Варфоломей пошёл искать с ним место для более уединённого, пустынного жития. Как сказали бы сейчас, он был не только мистиком, но и строгим аскетом. В глухом лесу на холме Маковец (где стоит ныне Троице-Сергиева лавра) братья построили деревянную келью и церковь, освящённую во имя св. Троицы.

Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, Варфоломей же принял постриг с именем Сергий. Больше года он пребывал в лесу один, но мало-помалу к нему стали приходить другие монахи, возводя свои кельи. Со временем они убедили его принять над ними игуменство, и он был рукоположён в священники. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.

Добрая молва о Сергиевой обители привлекала к нему всё больше богомольцев и новых послушников, рос поток пожертвований. Рядом возник посад, за ним села. В княжение Дмитрия Донского весть о Сергии дошла до Константинополя.

Со временем монашествующий аскет стал вестником откровений, которые являл ему Святой Дух, и поневоле превратился в политика. Правда, мудрого политика, стремящегося к умирению раздоров и сплочению русских земель. При этом советы монаха происходили не от него самого, а приходили в божественных видениях.

Сергий сумел разрешить княжеский родовой спор за Нижний Новгород, а потом выехал послом к Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой. Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). Собираясь идти на Мамая, Дмитрий Донской приехал за благословением к Сергию. Предрекая князю победу, тот также, согласно легенде, послал с ним на брань двух иноков своей обители Пересвета и Ослябю, погибших в бою.

Авторитет Сергия стал огромен даже по географическим масштабам. Тем не менее, когда митрополит Московский Алексий просил его стать его преемником, преподобный эту почесть отклонил. Не представлял он себя в золотокаменном блеске владычних облачений, ведь всю жизнь провёл в груботканом рубище, с деревянным крестом, в трудах, голоде и молитве. Его предельная кротость и аскетизм не оставляли Сергию шанса, чтобы думать о земных благах. В бытовых и житейских делах уповал на Бога – Он управит. А последней краюхой хлеба делился с медведем лесным - тоже божья тварь, тоже голодно.

Скончался преподобный 25 сентября 1392 года. Мощи его были обретены нетленными в 1422 году. Согласно описанию, не только нетленными, а благоуханными, и в 1452 Сергий был причислен к лику святых. Церковь отмечает память его в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5 (18) июля, в день обретения мощей.

 

Совесть, любовь и свет…

В целях атеистической пропаганды 1 февраля 1919 года Наркомат юстиции (НКЮ) советского правительства издал постановление об организованном вскрытии мощей преподобного. 11 апреля 1919 года в рамках общей кампании мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен.

О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому (русский учёный, теософ, философ), и при его участии, чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения, голова преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви голова преподобного Сергия хранилась отдельно.

Мощи преподобного Сергия после вскрытия были переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации.

20 апреля 1946 года мощи Сергия были возвращены Церкви. Сейчас мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Это путь, который прошли останки святого, гораздо более сложный и светлый путь уготован душе святого и его делам.

В православии образным обозначением триипостасного Бога являются также три понятия: совесть (аналогия с Иисусом), любовь (аналогия с Отцем) и свет (аналогия с Духом). Обычный человек, имеющий совесть, исповедующий любовь как образ жизни, начинает излучать свет. Нет, он не светится в темноте, как фосфорическая статуэтка, просто люди, находящиеся рядом, начинают испытывать радость и умиротворение. Образ Сергия Радонежского, российского «оберега», великого светильника из мглы средневековья, скромного аскета и молитвенника, актуален сегодня как никогда. Политики, начальники, власть имущие, священнослужители и просто русские люди должны перечитывать житие святого как настольную книгу, как заповедь. Это не значит уйти в лес к медведям, это значит не забывать о совести, любить людей и Родину.

Евгения ШКРЯБИНА

Комментарии (0)