еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Сказ о том, как минеральную воду в напиток превратили (№ 17 (226) от 29 апреля 2014 г.)

Для жителей Кавказских Минеральных Вод, как, впрочем, и для огромного количества людей, живущих далеко за пределами этой удивительной по красоте и природным богатствам территории, не является тайной, что её судьба и перспективы развития неразрывно связаны с обилием минеральных вод, которыми мать-природа щедро наделила наш благодатный край.

Столетиями измученные различными недугами люди приезжали «на воды», интуитивно выбирая тот живительный источник, который может принести им больше всего пользы, и через непродолжительное время возвращались домой, позабыв о своих болячках.

Со временем в наших краях зародилась и получила развитие целая наука – курортология. Многие серьёзные и уважаемые учёные приложили немало усилий, чтобы детально изучить состав разнообразных минеральных вод, определить их свойства и на этой основе разработать показания к их применению. Так появились первые стандарты на минеральные воды, которые в дальнейшем улучшались и совершенствовались, оставаясь неизменными лишь в одном – эталоном природной минеральной воды всегда считалась та, которая не подвергалась дополнительной обработке и сохраняла свою «природность».

Но настали новые времена, появились новые люди, основной целью для которых стала возможность получения максимальной прибыли. А для этого много не требуется. Нужно, чтобы продаваемый товар был упакован в красивую тару и реклама поярче. Соответственно, подход ко многим стандартам и регламентам изменился. Эти не в меру инициативные люди посчитали, что время технологов безвозвратно ушло и миром теперь должны управлять маркетологи.

Новые веяния кардинально изменили подходы к природным минеральным водам. И, как это ни прискорбно осознавать, решать судьбу лечебных минеральных вод стали люди, имеющие весьма смутное представление о её происхождении и свойствах.

И здесь без небольшого экскурса в новейшую историю никак не обойтись.

В 2002 году за деньги (грант) Агентства США по международному развитию (USAID) была разработана концепция, а в последующем и сам закон «О техническом регулировании». По сведениям, промелькнувшим в ряде российских СМИ, сумма, выделенная на эти цели заокеанскими спонсорами, составила порядка 100 млн долларов. Грант Агентства США получила некоммерческая организация «Информационно-аналитичес-кий Центр «Тезаурус-маркетинг», руководителями которой, как и некоммерческого партнёрства «Национальный институт по техническому регулированию», были одни и те же лица. Причём, что также немаловажно, все специалисты этих специфических организаций были сплошь филологи, философы, политологи и прочие гуманитарии.

Неудивительно, что основной постулат закона «О техническом регулировании» был сформулирован предельно лаконично и откровенно: «Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо». Естественно, сразу же напрашивалась мысль, что разработчики данного закона не знали старую народную мудрость: «Хуже дурака может быть только дурак с инициативой». А может быть, наоборот, слишком хорошо её знали.

Оценку тому, что происходило в дальнейшем, дал Михаил Фрадков на заседании Правительства РФ 13 апреля 2006 г., когда рассматривался вопрос об исполнении закона «О техническом регулировании»: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне».

Тем не менее, как любил говорить один известный политик, процесс пошёл.

В феврале 2009 года на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесён проект технического регламента «Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения, перевозки», разработанный Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. Руководил данной организацией выпускник Московского авиационного института, кандидат исторических наук Д.Ю. Петров. По странному стечению обстоятельств, г-н Петров на тот момент возглавлял также ранее упоминавшийся так называемый «Национальный институт по техническому регулированию», который с лёгкостью брался за разработку технических регламентов для машиностроения, энергетики, лекарственных препаратов и т.д. Данный факт можно рассматривать как доказательство существования «когорты особо одарённых», для которых неуёмная жажда преобразования мира намного важнее знания законов построения этого мира. В этой связи абсолютно не вызывает никаких вопросов, что главную роль в национальном отраслевом союзе, определяющем судьбу природных лечебных минеральных вод, играют такие компании, как ЗАО «Вимм-Билль-Данн Напитки», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ», ОАО «Лебедянский», ООО «Нестле Россия», ООО «ПепсиКо Холдингс», ООО «Ред Булл (Рус)», ООО «ФКЧП БОБИМЭКС тм». И уж совсем как само собой разумеется следует рассматривать беспощадную борьбу г-на Д.Ю. Петрова за право свободной продажи населению энергетических напитков, производимых вышеуказанными компаниями.

Всё складывалось хорошо для энтузиастов технического регулирования – и «нужные» депутаты «проталкивали» законопроект через Госдуму, и красивые отзывы на законопроект были получены. Вот только одно они не учли: Россия – суверенное государство, и у неё есть национальные интересы. И не всё то, что хорошо для Европы и Америки, может как под копирку переноситься на российскую действительность. Как холодный душ, способный отрезвить любого пребывающего в эйфории энтузиаста, было для них заключение, подписанное Президентом Российской Федерации: «В этой связи целесообразно исключить из числа объектов технического регулирования законопроекта лечебные питьевые минеральные воды». Иными словами, гарант Конституции классически расставил приоритеты. Можно как угодно объединять требования к производству всякой кока-колы и пепси-колы. Можно за компанию к ним присоединить даже квас, несмотря на то, что технология его производства сильно отличается от технологии производства лимонада. В эту компанию допустимо также включение различных бон-акв и аква-минералей, хотя назвать их минеральными водами является кощунством высшей степени. Но вот что касается природной лечебной минеральной воды, то её, как говорится, не тронь. Ибо она не какой-то там банальный напиток, а природное лечебно-профилактическое средство. И таковым должно оставаться впредь.

Это может показаться неудачной шуткой, но спустя пять лет история вновь повторяется. Та же группа энтузиастов, в которую входят представители иностранных компаний и совершенно случайные люди (такие как заместитель директора Института пластмасс, президент Российского союза производителей соков и др.), теперь уже через Евразийскую экономическую комиссию пытаются провести новый вариант технического регламента на минеральные воды, по сути дела являющийся ребрендинговой версией старой, в пух и прах раскритикованной.

Возможно, кто-то скажет: «Какая разница, как назвать лечебную минеральную воду. Назовите хоть горшком, только в печку не ставьте». Так-то оно так, если бы не одно «но». Новый вариант технического регламента (уже третий по счёту) имеет серьёзные расхождения не только с национальным законодательством Российской Федерации, Казахстана и Беларуси, но и с европейским законодательством, к гармонизации с которым нас призывают. Этот вариант техрегламента позволит одной иностранной компании завершить процесс консолидации бренда «Ессентуки № 17», что негативно отразится на экономических показателях как минимум двух десятков ставропольских компаний. Новый техрегламент, в случае его утверждения, поставит вне правового поля такие популярные воды, как «Ессентуки Новая», «Ессентуки Новая-2» и целый ряд других.

Можно много говорить о необходимости совершенствования законодательной базы. Можно много спорить о целесообразности гармонизации стандартов на минеральную воду с европейскими требованиями. Можно много чего ещё сделать. Не нужно делать только одного: экспериментировать в такой чувствительной сфере, каковой является нормативно-правовая база, регламентирующая добычу и промышленный розлив природной минеральной воды. Да и не плохо было бы при этом опираться на авторитетное мнение профессионалов, объективные данные научных исследований. И, что само собой разумеется, научиться уважительно относиться к мнению Президента своей страны.

Исполняющий обязанности руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод М.С. Бондаренко

Комментарии (0)