еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Огни рампы (№ 16 (225) от 22 апреля 2014 г.)

Почему-то нам привычна мысль о том, что актёры – это такая отдельная элита общества. Отыграл в спектакле, снялся в фильме – и собирай себе лавры от поклонников, дефилируй на красных дорожках да позируй для объективов фотокамер. Этакий шик с налётом сомнительной сложности труда. Ну действительно, разве выучить немного текста да покривляться перед публикой так трудно? Мы все смотрим на блеск обложки, но на самом деле закулисная жизнь – это непрерывная работа над собой и постоянная внутренняя борьба.

Быть артистом – это за одну жизнь пройти столько судеб, сколько у тебя ролей. Прочувствовать каждую, радоваться их счастью и плакать их слезами. И вместе с тем нужно суметь не потерять себя настоящего во всей этой веренице личностей.

Это тяжёлый труд не только в психологическом плане, но и в физическом. Съёмки и репетиции могут начинаться ранним утром и заканчиваться поздней ночью. Любые, даже самые маленькие роли требуют от актёра не только идеально заученного текста, но и изменения походки, пластики движений, мимики, их невозможно выкинуть из головы после окончания официального рабочего дня.

Да и актёров в мире тысячи, а богатыми и знаменитыми становятся всего лишь единицы!

«Ну и зачем же такая профессия?» – спросят многие. А всё потому, что для людей искусства то, чем они занимаются, это не работа и не хобби – это их жизнь, их мир, они сами.

Играя на сцене, создавая что-то новое, артист отдаёт частицу себя. И признание поклонников – лучшая награда, которую он может получить.

Со своей жизнью и закулисными буднями нас познакомил актёр Ставропольского академического театра драмы Владимир ПЕТРЕНКО.

 

Мечты, мечты…

Владимир родился 16 октября 1971 года в посёлке Иноземцево. Обычный мальчишка, даже никогда не рвался в космонавты. «Страшно оттуда сверху на Землю смотреть», – шутит Владимир. Мечтой юного сорванца было пойти в шофёры – настоящая мужская профессия! Ну или военным, если уж с водительством не получится. Но жизнь распорядилась иначе: после окончания школы он поступает в Минераловодское педагогическое училище.

«Казалось бы, такой странный и несерьёзный шаг для молодого парня – выбор данной профессии, – говорит Владимир, – но, признаться, я очень благодарен своей судьбе, что мне посчастливилось туда попасть. Учёба, люди, которые меня окружали, очень сильно повлияли на моё мировоззрение».

Там-то Владимир впервые и познакомился с театром. «Смешно сказать: чтобы подтянуть успеваемость, я согласился играть в студенческом спектакле. И это стало для меня открытием чего-то нового, первым и самым сильным толчком к тому, чтобы в корне поменять свою жизнь», – рассказывает Владимир.

Но дальше студенческих постановок под руководством интеллигентнейшего, по его словам, человека, Нины Ивановны Куденко, дело не шло.

После окончания училища Петренко по распределению попадает в Александровский район, село Круглолесское, где становится учителем литературы в 7–9 классах.

 

Учительство длилось недолго…

Спустя некоторое время он вновь возвращается в стены родного училища, чтобы предстать в совсем другом амплуа. Там же он, ко всему прочему, становится руководителем уже собственного театрального кружка.

«И вот, на одной из репетиций появляется мой друг и со словами «Это специально для тебя!» протягивает мне вырезанное из газеты объявление о том, что в Пятигорске, на базе молодёжного театра «Теремок», открывается отделение Ярославского театрального института, – вспоминает Владимир. – Я, естественно, поехал. Но была одна загвоздка: чтобы работать там, мне нужно было распрощаться со своим училищем, а я был к такому не готов».

Не последнюю роль в данной ситуации сыграл основатель и руководитель отделения, заслуженный артист России Виктор Васильевич Дрижд, который просто взял и записал Петренко в труппу, не желая даже слушать каких-либо возражений.

Тогда-то для Владимира и началась действительно профессиональная актёрская карьера.

Знакомство с новыми людьми, асами своего дела, курсы актёрского мастерства, встреча с первой женой. Это было замечательное время.

 

Но пришли девяностые…

Чтобы прокормить семью, Владимир ушёл из театра и переехал в Москву, где держал свой небольшой бизнес. А театр стал доступен только лишь в качестве развлечения. Приходить на спектакли – сколько угодно, но играть на сцене – об этом даже и речи не шло. На тот момент казалось, что с выступлениями покончено, но судьба вмешалась в жизнь артиста в очередной раз и всё расставила по-своему.

Дефолт 1998 года заставил семью Петренко вернуться на историческую родину.

По возвращении Владимир принялся за творческую деятельность с двойным энтузиазмом. Постановки стали серьёзнее, роли сложнее и ещё интереснее.

 

Через тернии к звёздам

Саморазвитие – вот двигатель человека. Одной только актёрской деятельности для Владимира становилось недостаточно. Он хотелось достичь большего.

В 2004 году он поступает в СГУ на режиссёрское отделение факультета искусств.

Когда Владимир впервые побывал в Ставропольском драмтеатре, он задался целью непременно увидеть этот же зал, но только со сцены.

И вот такой день настал.

Ещё будучи студентом университета, Владимир приехал сдавать летнюю сессию, тогда-то его хорошая знакомая намекнула, что сейчас – самое лучшее время для того, чтобы показать себя. Ставропольский театр ему пришлось брать буквально штурмом.

«У нас ведь как, самый главный человек – это даже не руководитель, а вахтёрша, – смеётся артист. – Если ты преодолеешь это препятствие, то считай, что свой».

Для того чтобы этим «своим» стать, Владимир разыграл небольшое импровизированное представление: «На вахте я с серьёзным лицом предупредил, что являюсь представителем пятигорского театра и мне нужно побеседовать с директором. На что мне протянули трубку со словами: «Ничего не знаем, никто не предупреждал. Звоните!» Позвонил, чем очень озадачил Евгения Ивановича Луганского. Но меня, как ни странно, пропустили. Иду на чистом энтузиазме, речей никаких не готовил и, оказавшись перед тем человеком, к которому так настойчиво пробивался, сначала даже не знал, что сказать».

В итоге Владимир всё же справился с минутным замешательством и, кратко рассказав о себе, попросил Евгения Ивановича посмотреть его и, хотя бы, высказать своё мнение. После прослушивания и совещания с главным режиссёром театра мнение свелось к тому, что Петренко берут в труппу на год испытательного срока. Испытывают Петренко вот уже восемь лет.

 

Сценарии из жизни

Сейчас Владимир активно стал ещё заниматься и собственными постановками.

«Человек, он всегда созерцатель жизни. Иду я по улице или еду в общественном транспорте, я всегда наблюдаю за людьми, – говорит Владимир, – это невероятное количество образов, которые хочется воплотить на сцене».

Пока у Владимира труппа небольшая, да и зрителей в арт-галерее «Паршин» вместить можно чуть больше полусотни, и тем не менее он смело берётся за такие непростые постановки, как «Любовь!» американского драматурга М. Шизгал, японская пьеса «Академия смеха», «Дембельский поезд» Александра Архипова.

В планах у молодого режиссёра Петренко стоит спектакль по фантастической повести Фёдора Достоевского «Кроткая». Работа предстоит серьёзная и тяжёлая.

 

Цель видит! В себя верит!

Такого, как Владимир Петренко, не остановят никакие трудности. Этому человеку покорился сам Эльбрус.

Владимир очень любит спорт, и для него это важная часть жизни. Но настоящей страстью ещё в студенческие годы стал альпинизм. Постоянное движение вперёд – личное жизненное кредо Владимира.

«Я недавно прочитал у Акунина о приключениях Фандорина и заболел одной хорошей идеей автора. После того как главному герою перевалило за 50, каждый новый год он ставил перед собой какую-то цель, которой он за этот год должен достичь, – рассказывает Владимир. – И я так загорелся этой идеей! Для меня наивысшая форма образования и воспитания – это именно саморазвитие, когда человек делает что-то не потому, что от него этого ждёт кто-то другой, а именно для себя самого. Так что теперь мой максимализм приобрёл более-менее чёткие формы: не хвататься за всё сразу, а делать что-то постепенно, но делать в любом случае!»

Конечно, когда у тебя столько планов, очень важна поддержка близких. Владимир постоянно напоминает, что ему очень повезло с его нынешней женой Оксаной: «На самом деле именно моя Оксаночка всегда тащит нас на все «сдачи» (предпоказ), учитывая, что до меня она не была так тесно знакома с театром. Оксана всегда интересуется, как прошли репетиции, помогает учить роли. Это настоящее счастье, что я её встретил, и я стараюсь как можно чаще говорить ей об этом».

Ещё Владимиру свойственны маленькие слабости, заключающиеся в совершенно обычных вещах: «Я люблю простую еду. Картошка с селёдкой на ужин порадует меня гораздо больше, чем «что-то невообразимое от шеф-повара». Но печенье… О, Боже, да! Я люблю печенье ещё с детского сада, когда мама покупала мне его пачками. Не могу начать свой день с чего-то другого, кроме кофе с печеньем».

Несмотря на безусловную многогранность актёрского таланта, ставропольский зритель очень полюбил Владимира Пет-ренко в любом его амплуа, особенно в роли Фёдора Строчкова в комедийном спектакле «Одноклассники»….

И все знают: жизнь театрала не так легка, как может показаться на первый взгляд, – маленькая зарплата, нестабильность, эмоциональное истощение, не всегда обоснованная критика, неудачи. Но вопреки всем многочисленным минусам, она того стоит. Ведь именно театр радует зрителей своими новыми постановками. А что радует Владимира унылыми серыми буднями? Любимое дело, понимающая Оксана… И бескорыстные печеньки по утрам!

Ольга ШИЛОВА

Комментарии ()