еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Потребитель имеет право? (№ 14 (223) от 8 апреля 2014 г.)

Совсем недавно в России отмечался Всемирный день защиты прав потребителя. А буквально через несколько дней Ставропольский край «прославился» на всю страну массовым отравлением. В Минераловодском, Георгиевском, Александровском районах зарегистрировано групповое обращение за медицинской помощью с подозрением на острую кишечную инфекцию.

По данным Минздрава СК, за помощью медиков обратились 166 человек, в том числе 32 ребёнка. 128 человек госпитализированы. Остальные получают помощь амбулаторно. «Заболевшие острой кишечной инфекцией начали поступать в больницы городов Минеральные Воды и Георгиевска, а также Александровского района», – сообщил министр здравоохранения СК Виктор Мажаров. По информации краевого управления «Роспотребнадзора», все гос-питализированные накануне употребляли салаты, купленные в гипермаркетах «Магнит» ЗАО «Тандер» в городах Георгиевске (ул. Калинина, 101, корп. 1) и Минеральные Воды (ул. Советская, 89).

Подобные случаи, хотя и не столь вопиющие, происходят сплошь и рядом. На днях главный редактор нашей газеты решила побаловать своего ребёнка йогуртом одной из известных марок. Съев одну ложку, ребёнок пожаловался на сильное жжение во рту. Йогурт пришлось выкинуть, а девочка чувствовала себя плохо несколько дней.

Со ссылкой на Роспотребнадзор председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ приводит ошеломляющие цифры: россияне, только по приблизительной оценке защитников прав потребителей, съедают «несъедобной еды» минимум на 150 миллиардов рублей в год. Он сообщил, что за год на 30 тысяч тонн проверенного мяса пришлось 5% непригодного к употреблению, по цельномолочной и рыбной продукции непригодными оказались 4%, а по кондитерской продукции – 6%. А самая тревожная ситуация – на рынке сливочного масла, где с каждым годом растёт количество суррогатной продукции, причём на этикетках не указывается, что в составе якобы «натурального сливочного масла» присутствует растительный жир или иные добавки.

В среднем за год в Союз потребителей России с жалобами обращаются около 400 тысяч человек. Судя по результатам опросов населения, за последние годы с некачественными товарами и услугами ежегодно сталкиваются 82–83% потребителей.

Сергей Харитонов, президент Союза защиты прав потребителей и предпринимателей «Общественный контроль», подтвердил, что ситуация с защитой прав потребителей и у нас в крае складывает более чем печальная. Причём развивается она в худшую сторону. Нарушения носят массовый характер. Ярким примером служит та же сеть магазинов «Магнит». В феврале этого года прокуратура Ставрополя выявила многочисленные нарушения санитарных и противопожарных норм в магазинах этой сети. В ходе проверки были установлены факты торговли испортившимися фруктами и овощами, продуктами с истёкшим сроком годности и повторной заморозки разморозившихся продуктов. Кроме того, эвакуационные входы оказались загромождены или закрыты засовами. Состояние противопожарных сигнализаций также вызывало нарекания у надзорного ведомства.

В 2011 году на базе организации «Общественный контроль» был создан центр саморегулирования и самоконтроля («Объединение добросовестных предпринимателей»), но его деятельность не нашла поддержки ни в правительстве края, ни в администрации Ставрополя. «Из года в год прокуратура даёт команду, и проводится проверка «Магнита». Сотни нарушений! И плевали они на все проверки. Даже контрольные весы в торговых залах отсутствуют, хотя поставить их проще простого», – негодует Харитонов.

Он признаётся, что работу по защите потребителей его организация практически свернула. Главная причина – около двух лет назад в Госдуме РФ закон о защите прав потребителей был урезан поправками до такой степени, что общественные организации практически полностью утратили право контроля. Закон свёлся к тому, что предпринимателей можно проверять раз в три года. Причём на федеральном уровне отчёты по мониторингу защиты прав потребителей выходят раз в год, а в регионах таких отчётов вообще не готовят – просто отправляют собранные материалы в Москву.

Пока ещё действующие организации по защите прав потребителей вынуждены ограничиваться «точечной» работой по отдельным фактам нарушений, они превратились в обычные «юридические минибюро». В бюджете средств на работу этих организаций не выделяется. Правда, в некоторых регионах, например в Белгородской и Ростовской областях, существуют хотя бы программы по защите прав потребителя. На Ставрополье такая программа отсутствует. Единственная сфера, где ещё можно что-то сделать благодаря недавно подписанному президентом Путиным указу, – это защита потребителей ЖКХ.

Нет законодательной базы – нет работы. Но общественники надеются на исправление ситуации. Сейчас в Госдуме рассматривается проект закона об основах общественного контроля над госструктурами, который внесён президентом РФ.

Как сообщает пресс-служба губернатора, случай с массовым отравлением в Минеральных Водах, Георгиевске и Александровском районе взят на контроль главой края Владимиром Владимировым. По его поручению эпидемиологические проверки, совместно с органами прокуратуры, будут проведены во всех учреждениях торговой сети на территории края.

Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю информирует о том, что приостановлена эксплуатация цехов по изготовлению салатной продукции. Снято с реализации 133 килограмма продукции 32 наименований. Для лабораторного исследования отобраны остатки продукции, сырья, смывы с оборудования, материал от работающего персонала и пострадавших. Но всё это – деятельность по факту уже случившегося. А вот работа по профилактике подобных случаев, которую в развитых странах успешно ведут мощные общественные организации, стоящие на страже интересов потребителей, у нас в стране до сих пор идёт ни шатко ни валко.

Сергей ТАВРОВ. Фото автора

Комментарии (0)