еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Просто приличный обыватель? (№ 1 (108) от 10 января 2012 г.)

«Должен ли я вообще заморачиваться вопросом об Истине? Может, достаточно просто быть порядочным человеком?» Такой вопрос ставят часто. Как недавно сказал в интервью довольно известный радиоведущий: «Мне для того, чтобы не убивать и не воровать, достаточно абсолютно светской этики и правил общежития, которые я получил от папы с мамой…».
Истинная вера – о чём мы говорим
Попробуем рассмотреть сам вопрос по существу – в самом деле, «не достаточно ли быть просто приличным человеком». Но ответ на него невозможен без ответа на другой – «достаточно для чего?» Если моя цель – более-менее бесконфликтно существовать в социуме, и как-то воздержаться от совершения преступлений, за которые меня посадят в тюрьму – то этой цели, конечно, можно достигнуть без поисков истины о мироздании. Множество вполне неплохих людей живут именно так.
Они как раз и формируют отношение к вере, как средству «улучшить» себя с точки зрения общества. Ну да – говорят такие люди о том, кто уверовал – он-то был наркоман, алкоголик, уголовник, если вера помогает ему вести более приличную жизнь, то и хорошо. Но мне-то это зачем? Я-то и так приличный человек!
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (Матф.5:6)» – говорится в Евангелии. Речь идёт о людях, которые испытывают голод и жажду по правде – они не просто желают её, но жаждут как чего-то, без чего они умрут, как без воды и пищи.
Может ли неверующий человек искать правды?
Люди могут выработать себе определённый кодекс порядочности и серьёзно стараться придерживаться его. Но перед ними неизбежно возникнет вопрос – чей это кодекс? Для псалмопевца этот вопрос не стоит: источник Закона – Бог, к которому он взывает. Для неверующего человека вопрос повисает в воздухе. Если он сам себе устанавливает этот кодекс, то что делает его хорошим? И в чьих глазах он хорош? Кодекс чести был и у большевиков, и у СС, да и у каждой уважающей себя мафиозной группировки. Почему их кодексы плохи, и следовать им – преступление, а мой кодекс – хорош? Можно слепо верить, что правила нашей группы – настоящие, а других – гнусная ложь и зло, но как ответить на вопрос «а почему, собственно?» Стоит ли тратить время на выяснение того, что правда подлинная, если сам вопрос лишён смысла – подлинная по каким критериям? Перед чьим судом? Если есть только частные «правды» разных групп людей – правда коммунистов, правда либералов, правда националистов, правда мафиози, но нет Правды, перед судом которой мы могли бы их оценивать, то нам просто нечего алкать и жаждать.
Если подлинной, реальной высшей Правды, Правды-над-всеми нет, то желание быть хорошим – просто иллюзия, мираж. Иногда люди признают реальность такой Правды, но видят её как-то безлично – как принцип или набор принципов. Это ошибка: во-первых, принципы не существуют сами по себе – они кем-то устанавливаются. За нравственным законом всегда стоит законодатель. Моральные предпочтения могут быть только у личности. Во-вторых, Правда не просто существует, как некая посторонняя реальность – она обязывает. Мы должны поступать по правде. Мы несём за это ответственность. А нести её можно только перед кем-то.
Итак, если я хочу быть хорошим, мне остаётся признать, что существует личностный источник Добра и Правды, перед которым я несу ответственность за свою жизнь – то есть Бог. И если я хочу поступать по правде – то мне следует понять, чего Он от меня хочет. А это значит, что я – если я хочу быть хорошим – должен искать Истину о Боге, найти её и жить согласно ей.
Сергей ХУДИЕВ

Комментарии ()