еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Призвание – строить дороги (№ 51 (107) от 27 декабря 2011 г.)

Немного есть в Ставрополе предприятий, история создания которых уходит корнями в начало прошлого века, и сохранившихся по сей день. Спецуправление дорожных работ (СУДР) было фактически создано в 1928 году. Тогда был организован дорожно-мостовой трест, целью и назначением которого были постройка мостовых, тротуаров, переездов, мостов, производство укрепительных работ, ремонт и эксплуатация дорог и дорожных сооружений. За многие годы организация сохранила свои лучшие традиции: работать качественно и ценить специалистов.
Более двух десятков лет руководит управлением Фарман Гаджимирзаевич Мирзаев, высококлассный специалист, пришедший в управление сразу после учёбы в вузе в далёком 1982 году. Удостоен звания «Почётный строитель России». Мы встретились с Фарманом Гаджимирзаевичем накануне Новогодних праздников.
– Каким стал для вашего управления уходящий год? Каковы итоги работы предприятия?
– В этом году мы построили дорогу по Карла Маркса от Войтика до железнодорожного вокзала, по улице Суворова от Октябрьской революции до Подгорной, по улице Маяковского от Мира до Лермонтова. Здесь мы выполнили работ на сумму 34 миллионов рублей. Также мы работали на благоустройстве дворов в Ленинском районе в рамках федеральной целевой программы. Наше предприятие освоило 35 миллионов рублей. За счёт городского бюджета сделали ямочный ремонт в Ставрополе на 18 миллионов рублей. Короче говоря, успели освоить все выделенные деньги. Ещё по программе «городские окраины» в Ленинском районе отработали порядка шести миллионов рублей.
– Вопрос к Вам как опытному специалисту и руководителю: расскажите, в чём секрет строительства качественных дорог? Их, к сожалению, не так много.
– Всё очень просто: надо выполнять ГОСТы и СНиПы, установленные ещё в советское время. Там всё указано: что и как делать. Не надо ничего изобретать. Но есть немало подводных камней на стадии выбора подрядчика. Сегодня федеральный закон номер 94, расписывающий конкурсы и аукционы на выполнение подрядных работ, подразумевает в отдельных случаях ликвидацию качества строительных и ремонтных работ.
– Почему? Что Вы имеете в виду?
– Если квадратный метр покрытия из асфальтобетона толщиной пять сантиметров стоит 350 рублей, и это всём специалистам известно, то как можно его сделать за 250 рублей? Пожалуйста, поясню, как: не доложить асфальтобетона, не докатать и не заплатить налоги. А других нормативов на сегодня нет. Условиями проведения аукционов пользуются недобросовестные подрядчики.
– Растёт нагрузка на современные дороги. Применяются ли в строительстве дорог какие-нибудь новации, появившиеся в последние годы?
– Применяются. Но эффект не всегда максимально возможный. Объясню почему: действительно, нагрузка на покрытие дорог выросла в два с половиной раза. Конструктив дорожной одежды каким был, таким и остался. Когда мы новые слои кладём поверх старых, это не решение проблемы улучшения дороги, это полумеры. Какие бы высококачественные материалы ни применялись, основание дороги остаётся прежним, не соответствующим новым требованиям. Это как строить современный жилой двадцатиэтажный дом на фундаменте, ранее предназначавшемся для хрущёвской пятиэтажки, образно говоря. Что бы из современных материалов и технологий мы ни применяли, как бы тщательно мы ни ремонтировали, если нет соответствующего основания, дорога долго не прослужит. Нужно работы начинать с нуля, если хочешь получить качественную дорогу. Нужно менять все сети, делать дренажи, водоотводы и строить заново дороги. А это очень недёшёвое удовольствие.
– Наверняка кадровая политика – один из краеугольных камней вашего успеха?
– Мы кадрами не разбрасываемся. Сегодня проще простого уволить или сократить человека, чем завтра принять и обучить. Поэтому основной состав у нас стабильный. Люди работают по двадцать-тридцать лет. У нас в управлении трудятся сто восемьдесят человек.
– Много ли идёт в отрасль молодых специалистов?
– В 2008 году был пик приёма на работу молодёжи, сейчас поменьше. Хотя можете судить по возрастному составу. В нашем акционерном обществе всего тридцать восемь пенсионеров.
– А молодёжь не возмущается, что приходится работать по «старым» нормам и правилам?
– Какие бы новации ни выдумывали, и состав асфальтобетона и способы его укладки одни и те же. Это основа. Можно и нужно улучшать качество.
– Какова основная стратегия развития СУДРа?
– Я не сильно торгуюсь на конкурсах и аукционах. Кто знаком с процедурой проведения аукционов на размещение муниципальных заказов для проведения подрядных работ, тот знает, что человек, имеющий в собственности, грубо говоря, только авторучку, имеет больше шансов выиграть аукцион и получить заказ, чем я, за кем стоит немалый коллектив и парк техники. Знаете, что я имею в виду? Тот, кто приходит с авторучкой на аукцион, тот начинает снижать стоимость заказа. СНиПы и ГОСТы позволяют, конечно, небольшие отклонения (не более десяти процентов), но если кем-то предлагается существенная экономия, то я уже говорил о том, что снизить затраты можно только тремя путями. Повторюсь: украсть асфальтобетон, снизить качество работ, скрыть налоги. Позволить себе выигрывать конкурсы таким образом я не имею права. Представляете, а есть подрядчики, которые умудряются снизить стоимость заказа до сорока процентов. Тогда о каком качестве дорог может идти речь? Наше управление дорожит своей репутацией. И я не хочу, чтобы потом говорили, что дороги, построенные или отремонтированные нашим спецуправлением, негодны для эксплуатации.
– Насколько сложно в нынешних рыночных отношениях соблюдать нормы качества строительства дорог? Я особо подчёркиваю именно российскую специфику рынка.
– Не просто. Но это, в конце концов, окупается. Качество работ непременно отражается на репутации. А серьёзные заказчики интересуются качеством выполненных работ, а не тем, на чём бы экономить. Мы же не стремимся урвать себе в карман. Вот вам и результат: наше СУДР в городе находится в первой тройке лучших предприятий нашей отрасли. Мы уверены, что можем конкурировать и по качеству, и по укладке асфальта, и по срокам, и по другим требованиям к строительству дорог. У нас свой карьер, свой асфальтобитумный завод, своя строительная группа, свой механизированный парк. Именно такая стратегия позволила нам и выжить, и выполнить план в четвёртом квартале. Заказчик пришёл к нам как к организации с хорошей репутацией.
– Сложно выживать в современной конкуренции?
– Современная здоровая конкуренция – абсолютно нормальное явление. Я её не боюсь. А нездоровой конкуренции я стараюсь избегать.
– Традиционный вопрос: каковы главные итоги прошедшего года?
– В финансовом плане – освоили 162 миллиона рублей. Но самое главное – мы сохранили свой трудовой коллектив. Это всегда первоочерёдная задача. У людей есть работа, от нас не уходят специалисты. Мы стараемся, чтобы за качественную работу сотрудники получали достойную зарплату. А это совсем не простой вопрос.
– В связи с тем, что скоро Новый год, и ваше интервью выходит буквально за несколько дней до праздника, у Вас есть уникальная возможность со страниц нашей газеты поздравить родных, близких, друзей и коллег.
– Спасибо! Конечно же, я поздравляю с Новым годом всех дорожных строителей, всех работников этой отрасли в нашем крае. Желаю им успешной плодотворной работы, здоровья и счастья. Отдельно поздравляю работников нашего спецуправления дорожных работ. В очень сложных условиях нам удалось справиться со всеми основными задачами в этом году, укрепить наши позиции на рынке и деловую репутацию. Спасибо всем моим коллегам! Здоровья, счастья вам и семейного благополучия.
Конечно же, я также поздравляю с Новым годом всех читателей газеты «Ставропольский репортёр». Желаю всем счастья и здоровья. Чтобы меньше у них было в наступающем году «чёрных» моментов, чтобы жизнь моих земляков была достойной. С Новым 2012-м годом!
Кирилл СОЧИЛОВ

Комментарии ()