еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Шедевры Рембрандта - главное

В июле родился знаменитый голландский художник Рембрандт ван Рейн. Он был непревзойдённым мастером светотени и эмоциональной насыщенности, писал виртуозные портреты и масштабные полотна. Познакомимся с его знаменитыми картинами и узнаем, какая принесла ему славу, а какая подпортила репутацию.

 

 

Первый успех: «Урок анатомии»

 

В 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, где прожил до конца своей жизни. Этот город был мировым коммерческим центром, привлекающим множество путешественников, которые были не прочь увести с собой портреты. Это делало Амстердам идеальным для художников, и дела Рембрандта сразу пошли в гору: он хорошо зарабатывает, пишет много портретов, в том числе парадных, у него появляются ученики.

 

Через год после переезда Рембрандт создал произведение, которое по-настоящему прославило художника. Это была картина «Урок анатомии». Её Рембрандту заказали члены корпорации хирургов, которые хотели получить групповой портрет. По условиям художник должен был написать урок анатомии, который проводит знаменитый хирург.

 

Рембрандт создаёт не классический групповой портрет, а все делает по-своему. Он концентрируется на эмоциях собравшихся и точно фиксирует разные состояния участия: от настороженности до восторга. В центре — спокойный и сосредоточенный доктор Тюльп, глава кафедры анатомии. Вокруг него семь хирургов, все чем-то заняты: кто-то внимательно рассматривает мускулатуру покойника, кто-то делает записи. Очень экспрессивна крайняя фигура зрелого человека — он увлечённо слушает и написан в профиль.

 

После этой картины слава Рембрандта возросла. Все состоятельные жители Амстердама хотели получить портрет. Они приглашали его к себе или приходили к нему в мастерскую. Он подписывает свои работы одним именем, как великие итальянцы, и добавляет в конце букву «д» (при рождении его имя было Рембрант). В это же время происходит и встреча Рембрандта со своей будущей женой — Саскией.

 

 

Жизнь в расцвете: «Саския в образе Флоры»

 

 

В 1633 году Рембрандт обручился со своей возлюбленной Саскией ван Эйленбюрх, а на следующий год они сыграли свадьбу. Жизнь художника в этот период была необычайно счастливой: он был знаменит, хорошо зарабатывал и устроил личную жизнь. Поэтому на картинах Рембрандта появляется образ античной богини весны и цветов Флоры, и мастер неизменно наделяет её обликом юной жены.

 

Голову Флоры украшает пышный цветочный венок, жезл в правой руке также оформлен цветами. Фактура богатого старинного костюма и украшений детально прописана: переливается шёлк, искрится серебряное шитье, матово светятся жемчужинки.

 

Чуть смущённая и оттого ещё более искренняя, Саския-Флора словно выступает из полумрака тенистого грота, согретая теплом и светом любви великого мастера. Но меньше чем через 10 лет идиллия закончится и смерть унесёт возлюбленную художника.

 

 

Религиозная живопись: «Жертвоприношение Авраама»

 

 

На картине Рембрандт изобразил сюжет из истории ветхозаветного патриарха Авраама. Согласно библейскому рассказу, Бог обещал сделать Авраама, сына Фарры, прародителем великого народа. Чтобы проверить силу духа своего избранника, Господь многократно подвергал его испытаниям. Одно из них — принести в жертву своего сына Исаака.

 

В этой работе отчётливо видны характерные черты творчества Рембрандта — монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени. Художник создаёт напряжение с помощью сильного света, который выделяет тело Исаака. Фигуры героев Рембрандт выстраивает вертикально. Ангел подходит не из-за спины, а подлетает сверху, а на лице Авраама мы видим смятение.

 

Художник убирает из сюжета важный мотив — агнца. Теперь Бог не говорит о замене жертвы, он просто останавливает процесс. Нож Авраам явно держал не твёрдо. Ангел легко схватил его за руку, а нож уже выпал. Композиционный психологический ход — это момент остановленного мгновения, изображение падающего ножа.

 

 

Непризнанный шедевр: «Ночной дозор»

 

 

«Ночной дозор» — одна из самых известных картин Рембрандта. Но таковой она стала не сразу: заказчики не оценили грандиозный замысел художника, и только в 18-м веке к ней пришла популярность. А ещё оригинальное название работы совсем не такое. Но обо всем по порядку.

 

К Рембрандту обратилось Амстердамское общество стрелков с просьбой написать большую картину для украшения дома, в котором проходили собрания союза. Помимо Рембрандта, заказ на портреты получили ещё шесть мастеров: все картины должны были висеть в Большом зале собраний — шесть картин по числу рот.

 

В отличие от своих коллег, которые старались наиболее выгодно представить ряды народной милиции, Рембрандт разворачивает перед зрителем настоящее историческое действо 3 на 4 метра. Это самое масштабное произведение художника.

 

Работа шла медленно из-за постоянных споров с заказчиками. Одни хотели большего сходства, вторые — чтобы их поставили на первый план. Каждый день кто-то забегал в мастерскую и что-то просил, все были недовольны. Рембрандт несколько раз бросал кисть, но, видимо, сюжет нравился ему, и он снова брался за работу.

 

В картине очень много движения: вот один герой нечаянно выстрелил и испуганно осматривает своё оружие, а второй протянул пику. На ступеньках лестницы знамёнщик разворачивает знамя, а в центре проходит начальник отряда и на ходу оживлённо разговаривает с лейтенантом.

 

Заказчики полотна остались недовольны, поскольку из 16 членов роты, которые оплатили свои изображения, Рембрандт многих написал вдалеке, в тени, в повороте, были добавлены мистические персонажи в шлемах на первом плане, странная девочка с курицей у пояса. Позже картину решили перенести в ратушу Амстердама, но из-за размеров она не проходила, поэтому её обрезали. Работа висела рядом с камином, из-за этого она значительно испортилась.

 

Оригинальное название картины — «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». А «Ночной дозор» — это более поздняя придумка французских ценителей Рембрандта. Они предположили, что художник изобразил один из отрядов городской полиции, которые в 17-м веке каждую ночь обходили Амстердам для охраны спокойствия. На такое название их натолкнул тот факт, что колорит картины со временем сильно потемнел, и создавалось ощущение, что на картине ночь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: https://vtbrussia.ru/culture/muzei/hermitazh/glavnye-shedevry-rembrandta/ 

Комментарии ()