еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Секреты мастерства Ивана Айвазовского


В жизни Ивана Константиновича Айвазовского была одна подлинная страсть, служившая ему неисчерпаемым источником вдохновения — море. На его картинах лунные дорожки словно светятся — так, что зрители искали за холстом лампу, а прозрачная «волна Айвазовского» вошла в историю искусства.

 


«Морские волны запали мне в душу…»

 

Уже первое участие в академической выставке принесло успех юному художнику. Картины Айвазовского, среди которых были «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», получили высокую оценку и стали причиной скандала. Дело в том, что Айвазовский в то время стажировался у французского мариниста Филиппа Таннера, который приехал в Россию по приглашению императора и тоже участвовал в выставке. Ученик превзошёл учителя — Айвазовский получил медаль и хвалебные отзывы в прессе, а Таннера упрекнули в манерности.

Обиженный француз пожаловался императору, ведь его ученик выставил картины без его одобрения и нарушил субординацию, которую весьма чтил Николай I. Император велел убрать картины Айвазовского с выставки, и только заступничество друзей спасло художника от немилости. А баснописец Иван Крылов так утешал юного гения: «Я видел картину твою — прелесть как она хороша. Морские волны запали мне в душу и принесли к тебе, славный мой… Что, братец, француз обижает? Э-эх, какой же он… Ну, Бог с ним! Не горюй!..»


 

«Движения живых стихий неуловимы для кисти…»

 

Почти все свои пейзажи Айвазовский писал не с натуры, а по памяти в мастерской, зачастую давая волю воображению и привнося в картины когда-то увиденные им детали. Темпераментный и увлекающийся Айвазовский считал, что «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры». Художник должен запоминать эти случайности, как и эффекты света и теней, и ими «обставлять свою картину».

Ещё в Феодосии Айвазовский начал практиковаться в необычной для того времени манере письма «по памяти», а окончательно утвердился в ней во время пенсионерской поездки в Италию. В Сорренто он три недели писал с натуры вид, который до него изобразил первооткрыватель русской пейзажной живописи Сильвестр Щедрин, а затем — тот же вид в Амальфи. К удивлению художника, пленэрные работы, на которые он потратил столько времени и сил, оставили публику на выставке равнодушной — в отличие от написанных по памяти восхода и заката в Вико. С тех пор Айвазовский писал, полагаясь исключительно на свою феноменальную память.

 

Своеобразная манера позволяла художнику работать очень быстро — он не писал многочисленные этюды и эскизы, а лишь делал скупые карандашные наброски. На основе этих заметок он в мастерской восстанавливал всю картину, дополняя её хранящимися в памяти деталями: тончайшей игрой света, оттенком воды или глубокой тенью.


 

Почему светится лунная дорожка

 

Штиль и буря, рассветы и закаты, лучи солнца в невесомо-прозрачных волнах и лунная дорожка, посеребрившая гладь моря, туманы и стихии — Айвазовский писал море в самых разных состояниях. Несмотря на то, что за свою долгую жизнь маринист написал около шести тысяч картин, он не повторялся в изображении водной стихии.

Одним из его излюбленных мотивов была лунная дорожка. Она словно светится на картинах Айвазовского. Существует легенда, что, когда во время пребывания в Италии художник представил публике на одной из выставок картину «Неаполитанский залив в лунную ночь», зрители и критики пытались отыскать за рамой лампу. Казалось невероятным, что живописец сумел лишь красками, пастозными мазками белил с желтоватым оттенком передать свечение моря, в котором отражается высокая луна. И не раз после художник прилюдно писал марины, поражая зрителей мастерством в передаче игры света.


 

«Я вдруг ощутил на губах солёный вкус моря»

 

Под впечатлением от первых увиденных картин Айвазовского Карл Брюллов писал: «Я вдруг ощутил на губах солёный вкус моря». Действительно, когда смотришь на картины живописца, слышишь шум волн и чувствуешь солёное дыхание стихии. Его то бурная, то спокойная жизнь служила Айвазовскому неисчерпаемым источником вдохновения.


Секрет прозрачной «волны Айвазовского»:

техника лессировки

 

Пронизанные светом, почти прозрачные волны, вошедшие в историю искусства под именем Айвазовского, и кипящие шапки пены художник создавал с помощью техники лессировки, нанося тончайшие слои краски друг на друга. Чтобы добиться эффекта прозрачной волны, Айвазовский часто лессировал её в основании, придавая ей глубину и цветовую насыщенность. Лессировка не была для него завершающим этапом работы над картиной — зачастую он использовал её в начале, превращая белый грунт холста в светящуюся поверхность.

Завершим подборку простым признанием: один из главных секретов мастерства Ивана Айвазовского — его безграничная любовь к морю.

 

Комментарии ()