еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Главные работы Ильи Репина

В письме к Ивану Крамскому Илья Репин признавался: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не даёт покоя, сама просится на холст». Он писал бурлаков и царей, гениев и безымянных крестьян, важных сановников и простой народ — всю многоликую и кипучую действительность.


 

«Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины»

 

 

Знаменитых «Бурлаков» Репин написал под влиянием поразившей его встречи: на прогулке по нарядной набережной Невы он впервые увидел ватагу оборванцев, тянувших тяжёлую барку. Контраст между «страшными чудищами» с по-детски добрыми улыбками и «ароматным цветником господ» так поразил художника, что он отправился на Волгу — рисовать этюды и наброски.

 

Бурлаки в изображении Репина — не размытая тёмная масса, а народная коллекция типов и характеров, ведь каждый из одиннадцати героев картины наделён индивидуальными чертами. Впереди расстрига Канин с лицом древнегреческого философа, за ним — могучий бывший боец-бородач и Илька-матрос, высокий юный Ларька в красной рубахе, то ли скидывающий, то ли поправляющий лямку, а позади — улыбающийся бурлак в добротной рубахе и сапогах. Трудяги и халтурщики, старые и молодые, они монументально движутся из глубины картины прямо на зрителя сквозь солнечный и яркий мир.

 


 

В духе импрессионизма: ночная жизнь Парижа

 

 

Получив стипендию Академии художеств, Репин едет в Париж. Там он знакомится с творческой манерой импрессионистов и вольным образом жизни французской столицы. Под впечатлением от увиденного художник, уже прославившийся как автор «Бурлаков на Волге», пишет неоднозначную картину «Парижское кафе».

 

Критики негодовали: от Репина ждали продолжения народной темы и обличения социальной несправедливости, а он выбрал легкомысленный, если не сказать пошлый, сюжет — двусмысленную сценку в городском кафе. Даже друг и товарищ по искусству Иван Крамской, признавая возможность существования подобного сюжета, подчёркивал в письме к Репину, что он «не для нас».

 

В центре картины — одинокая дама полусвета, красавица с соболиными бровями в чёрном кружевном туалете, которая осмелилась появиться одна на публике. Вокруг неё художник выстраивает мизансцену, акцентируя внимание на реакции посетителей кафе: чопорный англичанин в цилиндре и с пенсне возмущён, его спутник-парижанин даже не удивлён, господин за столиком загляделся на красотку, а кто-то продолжает читать газету.

 

Похожие сюжеты позже станут классикой импрессионизма, их будут разрабатывать Эдуард Мане и Пьер Огюст Ренуар. А пока русская общественность скандализирована темой, а французы — тем, что художник, вопреки правилам, осмелился выставить картину в парижском Салоне. В июне 2011 года на аукционе Christie’s картина «Парижское кафе» была продана за 7,4 млн долларов.

 


 

«Правда жизни выше всего»: что происходит на крестном ходе

 

 

Во время поездки в родной Чугуев Репин задумывает картину, посвящённую традиционному крестному ходу. Однако и в этот раз не обошлось без скандала, ведь художник не стал приукрашивать действительность, а написал правдивую живописную поэму о народной жизни. Среди семи десятков персонажей место нашлось всем: священникам и нищим, конным жандармам, уряднику с нагайкой и измученной жарой дородной помещице, купцам и странницам-богомолкам, важным господам и мальчику-горбуну. Вера, манерность, ханжество, равнодушие и фанатизм смешались в многообразии показанных характеров, создав единую картину народа.

 

Толпа шумит, молится, кричит, жалуется, демонстрирует искреннее или показное благочестие и словно движется на зрителя, поднимая тучи пыли жарким летним днём. Жажда чуда, истовая вера, усталость, отупение, воодушевление, покорность и равнодушие — Репин создал целый калейдоскоп лиц и характеров. По легенде, когда купивший картину Третьяков посоветовал художнику заменить крестьянку с пустым киотом на прекрасную молодую девушку, Репин ответил: «Для меня выше всего правда». Действительно, много ли встретишь в толпе красивых лиц.


 

«Дух истории»: самая известная историческая картина Репина

 

 

Картина стала известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Репин действительно взял сюжет из истории, но внимание художника сосредоточено не столько на исторических фактах, сколько на переживаниях и чувствах героев. Поводом для создания картины стало убийство императора Александра II и последующая расправа над заговорщиками. Будучи в ужасе от происходящего, художник пытается осмыслить кровавую действительность через историю.

 

Репину удалось с невероятной силой передать мысль о нечаянности убийства и раскаянии Грозного в содеянном. Насыщенный багровый колорит, тревожный свет и тёмная палитра подчёркивают трагическое звучание сцены детоубийства. Лицо умирающего царевича почти иконописно: в нем нет гнева, лишь смирение и прощение. Образ грозного царя выражает ужас, в его глазах — непонимание происходящего и безумие. Испачканный кровью сына, он безнадёжно пытается зажать рану на его виске. На переднем плане виден отброшенный царский посох — орудие убийства. Картина отражает размышления Репина о преступности убийства одним человеком другого, о моральной невозможности нарушить заповедь «не убий».

 

Драматическая картина из русской истории сразу обратила на себя внимание публики и даже подверглась цензуре — её сняли с выставки и запретили купившему её Павлу Третьякову показывать работу публике. Впоследствии на произведение Репина будет совершено два покушения, последнее — в мае 2018 года. Реставрация уже завершена, однако увидеть картину в Третьяковке можно будет не раньше начала 2023 года — это связано с изготовлением антивандальной капсулы.


 

Эскизы картины утверждал сам император

 

 

Репин не отказывался и от государственных заказов. Одной из знаковых для него стала картина, предназначенная для зала заседаний Госсовета в Мариинском дворце. Её размеры поражают — над холстом 4 на 8 метров художник и его ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов трудились три года. На картине восемьдесят одна фигура, в том числе император Николай II, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, граф Сергей Витте и другие члены совета. Интересно, что Николай II изображён дважды — он сидит под собственным парадным портретом. По условиям договора, эскизы художник должен был согласовывать с императором.

 

Работая над картиной, Репин и его помощники создали многочисленные этюды и портреты отдельных персонажей, ценные как образцы живописной техники alla prima, то есть созданные за один сеанс. В них ярко проявилась свободная, почти импрессионистическая манера письма Репина. Помимо этого, художник получил разрешение присутствовать на заседаниях и делать фотографии. Так Репину удалось создать не только грандиозную картину, но и правдивый исторический документ.

 

На закате своих дней Илья Репин писал:

 

«Прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы…».

 

Художник, которого современники называли гением, за почти семидесятилетнюю творческую жизнь создал более тысячи картин в разных жанрах.

Комментарии ()