еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

...Где куклы так похожи на людей

Кукольный театр как вид искусства существует очень давно. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джиннах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки. Однако кукольный театр – это не только забава для весёлого времяпровождения. Он даёт воспитательные уроки детям, обучая их правилам дружбы, любви, трудолюбия, правдивости, высмеивая человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.

Самое раннее документальное свидетельство о существовании театра кукол в России – рисунок в записках Адама Олеария о его путешествии в Московию и Персию в 1636 году, воспроизводящий бродячего кукольника, который даёт представление с перчаточными куклами на площади под аккомпанемент гусляра.

Ставропольский краевой театр кукол – важное духовное звено культурной сферы региона, существующее вот уже 81 год и всё это время дарящее радость не только малышам, но и взрослым. Что скрывать, последние десятилетия у этого учреждения культуры, впрочем, как и у многих других, выдались непростыми. Но при всех взлётах и падениях главной ценностью театра были и остаются люди. Которые несмотря на лишения и трудности не бросили, не предали дело своей жизни, не ушли, как многие, в бизнес, а продолжают делать великое дело – знакомить подрастающее поколение с настоящим, а не фаст-фудным псевдоискусством.

На носу Новый год. От этого праздника все, и стар, и млад, ждут волшебства и перемен к лучшему. Не исключение и театр кукол. Событий, позволяющих надеяться, что чёрная полоса осталась позади, у труппы множество. В декабре здесь поставлен новый кукольный спектакль «Лягушка-путешественница» по мотивам одноимённой сказки русского писателя Всеволода Гаршина, на предпоказе которого побывала корреспондент «Ставропольского репортёра». И, улучив время до начала представления, побеседовала с директором театра Александром Безгиным.

Когда сбываются мечты

– Александр Васильевич, как известно, новая постановка – удовольствие не из дешёвых. Как удалось вашему учреждению найти необходимые суммы на осуществление этого проекта?

– В этом году в рамках партийного проекта «Единой России» «Театры – детям» наш театр кукол получил грант около миллиона рублей. На эти деньги мы сделали новую постановку, закупили для неё всё необходимое, начиная от кукол и заканчивая оборудованием для спецэффектов, за реализацию которой взялся приглашённый режиссёр из Санкт-Петербурга Павел Овсянников. Кроме того, денег хватило на закупку оборудования, о котором раньше приходилось только мечтать: мощных качественных микрофонов, трёх акустических пультов, светового оборудования.

 

– Но главный вопрос – собственное помещение – так ведь и не решён?

– В этом году, похоже, лёд тронулся. По крайней мере, столько внимания нашему новоселью власти никогда раньше не уделяли. Театр, надеюсь, скоро будет переезжать на старое место жительства – в здание на проспекте Октябрьской революции в Ставрополе. Но это будет уже совсем другое здание. Полностью отреставрированное, отремонтированное, оптимально приспособленное под нашу специфику, учитывая даже зону для отдыха маленьких зрителей во дворе. Уже готова и прошла экспертизу проекто-сметная документация, которая готовилась в течение полугода. Которую мы на днях получаем на руки. Когда ожидать новоселья? Точно не скажу, всё зависит от финансирования работ. Возможно, это будут гранты из федеральных или краевых целевых программ, возможно, привлекут инвесторов. Я верю, что это не затянется надолго, потому что никто не станет готовить проектно-сметную документацию, да ещё направлять её на экспертизу, зная, что потом она будет пылиться в архиве, ведь это дорогая процедура. Так что наш репертуар, надеюсь, в самом ближайшем будущем смогут посмотреть гораздо больше ребятишек. Ведь нынешний зал вмещает всего 85 человек, а желающих попасть на представление всегда гораздо больше.

Премьера сказки

В холле пятого этажа ДКиС, где пока что временно проживает театр, весёлое оживление. Хотя – редчайший случай – театральная публика состоит больше из взрослых, чем из детворы. Но это объяснимо – на предпоказ были приглашены сотрудники краевого минкульта, педагоги школ и детских садов, активисты родительских комитетов, которые должны дать оценку зрелищу. Но и маленькие критики присутствовали. Ведь, как известно, реакция ребёнка на постановку – лакмусовая бумажка. Он не будет притворяться, что спектакль ему понравился, если это не так. В детской реакции нет ни фальши, ни лицемерия. Достаточно посмотреть на лицо ребёнка, лицезреющего игру актёров, чтобы понять – по душе или нет ему это зрелище. Забегая вперёд, скажу, что во время представления детские глазёнки сияли восторгом, лица в зависимости от испытываемых эмоций то расплывались в улыбке, то становились напряжённо-сосредоточенными.

Да и было от чего. Режиссёр «Лягушки-путешественницы» Павел Овсянников, кстати, выступивший одновременно и сценаристом, и художником, сохранив основную канву сказки, привнёс в неё собственные нотки. И она заиграла новыми красками, став не только поучительной, но и наполненной искромётным юмором и комедией положений. Получилась весёлая и одновременно грустная история о нестандартно мыслящей героине, которая доказала всем, что «рождённая прыгать» при большом желании может и полететь. Но если зазнается и подхватит звёздную болезнь, шлёпнется с высоты в настоящее болото жизни.

Плюс ко всему бесподобные по правдоподобности куклы, сделанные руками мастеров, музыка и голографические живые картины. И, естественно, непревзойдённая игра артистов, вложивших в своих персонажей частичку души, без которой любая, самая безупречно сделанная кукла – просто предмет.

В общем, сорок пять минут, отведённых на действо, пролетели, как один миг. И вышедших на поклон артистов публика встретила громом оваций. Безусловно, заслуженных. Такими же аплодисментами был встречен и Павел Овсянников, с волнением дожидавшийся окончания представления. Как признался он сам, всё время, пока шёл спектакль, его бил лёгкий озноб – гадал, понравится или нет новая постановка ставропольской публике. Умеющей, между прочим, отличить настоящее искусство от халтуры. Об этом режиссёру известно не понаслышке – до переезда в Санкт-Петербург Павел долгое время проработал в ставропольском семейном театре кукол «Добрый жук». Как он отметил, со ставропольскими артистами ему работалось легко – всё-таки знакомы и менталитет, и темперамент, и театральная школа.

– Любая постановка по-настоящему рождается только на площадке. Невозможно придумать всё заранее и работать только по бумажке – получится плоско и безжизненно, – говорит он. – Нужно только найти правильное направление, смысловую точку. А всё остальное появится в процессе репетиций.

Ну и, конечно, невозможно было не поинтересоваться мнением тех, для кого, собственно, и создавалась постановка.

– Мне очень понравилась сказка, – говорит пятилетняя Анечка, которую на предпоказ привела мама. – Такие смешные лягушка и утки. А больше всего понравились живые картинки, когда лягушка мечтала, как на юге будет объедаться вкусностями. Жалко, что всё-таки туда она не попала. Не надо было хвастаться и зазнаваться.

Премьера для широкой зрительской аудитории «Лягушки-путешественницы» запланирована на начало февраля – когда отгремят новогодние и рождественские утренники.

Комментарии ()