еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Её голос – дар божий…

Лариса Данилова, обладательница чарующего голоса, удивительно талантливый человек, прекрасный педагог, заботливая жена и мать, поделилась с нами историей своего творческого пути.

 

Лариса, когда вы впервые обнаружили в себе талант и решили, что будете петь?

– Моя мама рассказывала, что в пять лет я увидела по телевизору фильм «Принцесса цирка», который является экранизацией одноимённой оперетты Имре Кальмана. И я, маленькая, посмотрела весь этот музыкальный фильм на одном дыхании. А потом подошла к экрану и сказала, что я буду петь так же. Конечно, тогда это прозвучало по-детски наивно.

Когда я подросла, меня отдали в музыкальную школу по классу фортепьяно. Я очень любила и хотела петь где угодно, но только не в хоре. Все дети, наверное, прогуливают какие-то уроки, я прогуливала именно хор.

А в общеобразовательной школе на переменках мои одноклассники просили меня спеть «У любви, как у пташки крылья». В спортзале у нас была хорошая акустика, и я пела! Но выступать перед полным залом очень стеснялась, поэтому практически не была «задействована» в культурно-развлекательных мероприятиях.

Желание петь было во мне всегда, сколько я себя помню. Но были сомнения в своих силах и способностях, и я не связывала свою жизнь со сценой. После школы я окончила техникум по специальности бухгалтер. А в 1996 году решила впервые поучаствовать в песенном конкурсе. И неожиданно для себя заняла первое место, стала дипломантом первой степени. Меня пригласили учиться в Ставропольское училище искусств. Так и началась моя творческая карьера.

Расскажите про учёбу в училище…

– Я училась на отделении академического вокала четыре года. У меня был прекрасный педагог – Татьяна Владимировна Маслова, которая очень многому меня научила. Я всегда вспоминаю о ней с большой благодарностью. Сразу же после окончания первого курса  поехала покорять Москву – это была моя мечта. Хотелось спеть в Большом зале консерватории. Прошла прослушивание в Московской консерватории имени Чайковского. Мне сказали, что голосовые данные есть, но мне надо набраться ещё опыта. На этом я не остановилась и на следующий год поехала снова. В этот раз результат был намного лучше, я прошла первые два тура, а последний пройти не получилось. Но зато спела в Большом зале консерватории арию «Снегурочки» Римского-Корсакова. Во время обучения в училище участвовала в различных конкурсах – в Ставрополе, Ростове-на-Дону, Краснодаре, занимала первые места. Меня приглашали учиться в Саратовскую консерваторию. Но я хотела учиться только в Москве. Ещё несколько раз пробовала поступать в столице, но доходила до второго тура – и всё. Конкурс очень большой, поступали люди со всей России и ближнего зарубежья.

Почему именно оперное направление?

– Мне всегда нравилось оперное пение. И голос у меня подходящий именно для академического пения. Мне нравилось брать именно высокие ноты. Обычно учащиеся нашего факультета боятся этих высоких нот. А я сознательно выбирала себе самые сложные произведения, которые берутся исполнять выпускники консерваторий. И моя педагог шла мне в этом навстречу. Видела, что у меня получается. На госэкзаменах я исполняла очень сложные произведения, которые поются на мировой сцене. Например, ария «Элеоноры». Я не боюсь этих сложностей. Для меня, наоборот, интерес в произведении – самые-самые высокие ноты. Они мне легче и даются.

Высокие ноты – это чтобы стакан лопался?

– Такого не было. Я не видела такого. Шарики – бывало. А стакан нет, не случалось. (Смеётся).

А боязнь сцены была?

– Да, было сильное волнение перед публикой. Для меня всегда было очень важно мнение зрителя. Иногда слова хорошо знакомой песни буквально вылетали из головы. Моя преподавательница очень расстраивалась, потому что когда мы занимались в классе, у меня был большой красивый голос, а на сцене из-за сильного волнения половина голоса пропадала.

Как дальше сложилась ваша карьера?

– После окончания училища я пришла работать в социально-культурное объединение  Михайловска. Начинала с руководителя кружка по вокалу. Здесь было много концертов и других творческих мероприятий. И я почувствовала себя более раскрепощённо, ушла боязнь сцены, всё нормализовалось. В сфере культуры я работаю уже 15 лет, за это время успела поучаствовать во многих краевых и районных конкурсах. В прошлом году участвовала в международном конкурсе, организованном Московской академией голоса, проходивший в Нальчике. Стала лауреатом. Сейчас пою на всех городских мероприятиях, хотя поменяла немножко свою деятельность, стала директором культурно-методического центра.

Вышла замуж, появились дети. И когда родился первый ребёнок, то уже пропало желание куда-то уехать… У меня сыновья – 12 и 4 лет. Были моменты, когда я жалела, что не продолжила учёбу в консерватории. Но с возрастом поняла, что ценнее семьи, детей для женщины ничего нет.

А как в семье относятся к вашему таланту? Поёте детям на ночь колыбельные?

– Мой голос сыграл особую роль при знакомстве с моим будущим мужем (смеётся). Я пришла устраиваться на работу в Дом культуры, где он на тот момент был директором. И когда я спела первый раз, он был настолько поражён, что сразу, наверное, влюбился. Я пела романс «Белая акация»… Через восемь месяцев мы поженились. Я знаю, он гордится мной, и мне это очень приятно. Но в то же время, когда мне кажется, что я спела хорошо, он может сказать – надо больше репетировать, ты можешь лучше!

Мой старший сын любит, когда я пою, в детстве я пела ему много разных колыбельных. Я с ним даже репетировала романсы. А младший, ему четыре года, плачет, когда видит, что я пою на сцене.

Родственники и друзья на все праздники просят спеть, говорят, что для них нет более ценного подарка.

Что для вас пение? Ведь гораздо больше, чем просто хобби?

– Я даже не знаю, с чем сравнить свои ощущения?.. Пение – моя жизнь! Я получаю огромное удовольствие и наслаждение от пения. И рада, что могу поделиться этими эмоциями со своими слушателями. Могу передать с помощью голоса целый океан чувств и переживаний. Особенно приятно, когда получается выложиться на все сто процентов. Приходишь тогда в какое-то эйфорическое состояние.

У меня был такой момент, когда я на полгода потеряла голос. Это случилось в позапрошлом году перед участием в международном конкурсе. Не могу сказать, с чем это было связано, но голос пропал. Я встала утром и чувствую, что не могу петь. Это состояние длилось полгода. Врачи сказали, что я должна радоваться, что вообще говорю. У меня был сильный стресс. Просто переполнял ужас от того, что я не могу заниматься любимым делом. Я очень злилась на себя: почему это я не могу петь?! И решила начать работу по восстановлению. Связки не смыкаются, а я всё равно пытаюсь петь, этого делать нельзя, но я рискнула. Было тяжело, каждый день пела по три часа, несмотря ни на что. И голос вернулся, слава богу!

Какие песни у вас в репертуаре? Какие из них самые любимые?

– Вообще я предпочитаю только классические вещи, в основном это оперная и эстрадная классика. Подбираю те произведения, которые бы раскрывали полностью мои голосовые данные. Стараюсь включать в свой репертуар забытые старые композиции, среди них песни «Земля», «Озарение» Розы Рымбаевой. Есть у меня и современные произведения, например, ария из фильма «Пятый элемент», которая очень нравится молодёжи. Практически на всех мероприятиях просят исполнить  застольную из «Травиаты», «Заздравную» Дунаевского, поэтому эти песни неизменно присутствуют в моём репертуаре на протяжении всей моей творческой деятельности.

Самый любимый у меня романс Чайковского «Ранней весной». Из эстрады мне нравится композиция «Я буду любить тебя всегда» – это первая песня, с которой я впервые вышла на сцену. И до сих пор я её пою. Очень близки мне песни Анны Герман, её произведения есть в моём репертуаре.

Кто из исполнителей является для вас примером, образцом?

– Немало есть мировых звёзд оперного искусства, у которых многому можно научиться. Для меня это исполнители, к которым я близка по голосовым данным: по диапазону и по тембру. У меня сейчас драматическое сопрано, раньше было лирическим. Я всегда брала пример с Любови Казарновской. Специально ходила в Лермонтовскую библиотеку, искала её пластинки и слушала, слушала, слушала. И училась. У хорошего певца стараешься перенять всё самое лучшее. Всё, что восприняла на слух, я старалась воспроизводить голосом. Именно она стала моим непосредственным наставником, с её помощью я прошла такую своеобразную школу вокального мастерства. Также образцом для меня является Монсеррат Кабалье, Любовь Гарновская, из молодых исполнителей – Анна Нетребко, Аида Гарифуллина. Я пою много лет, имею музыкальное образование, но всё равно постоянно продолжаю учиться. В искусстве невозможно достичь предела!

Какие у вас творческие планы на ближайшее будущее?

– В планах стоит запись личного альбома в профессиональной студии. Чтобы туда вошли разнохарактерные произведения – и классика, и романсы, и эстрада. Хочется организовать и сольный концерт, но для этого много времени нужно отдать подготовке: подобрать репертуар, хороших ведущих и аккомпаниатора. Кроме этого, хочется поучаствовать в шоу-программе «Голос». Очень интересно было бы попробовать.

Комментарии ()