еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Казанская церковь в Донской балке (№ 15 (122) от 17 апреля 2012 г.)

По архивным документам Ставропольского края записано, что деревянная церковь в селе Донская Балка стояла с 1806 года, в честь Казанской Божьей матери. В том же 1806-м церковь сгорела, но кое-какую утварь спасли. Построили другую церковь. Однако местное население всегда хотело иметь большой и красивый храм.
В Государственном архиве Ставропольского края есть дело под названием «Предписание Кавказского гражданского губернатора о запрещении самовольного сбора денег с жителей села Донская Балка на устройство церковного прихода», которое было начато 1 августа 1846 года и закончено 14 февраля 1847 года. Как губернатор узнал об этом факте, из дела неясно. По этому вопросу в село выезжал чиновник по особым поручениям Соловьёв, который «…донёс, что в настоящее время в селении Донская Балка никакого сбора не производится, а был таковой в июне месяце 1846 года поголовно, смотря по состоянию каждого…».
Судя по материалам дела, селяне «…избрали в церковные попечители весьма зажиточного крестьянина села Петра Хмырова, который с общего одобрения жителей нанял для произведения всех таковых работ особого подрядчика, вольноотпущенного Дмитрия Маслова, за 2571 руб. 43 коп. серебром … и заключил с Масловым на законных основаниях в городе Ставрополе контракт. Из отбранных по сему порознь от всех 186 домовладельцев села Донской Балки показаний видно, что они сделали это без малейшего с чьей-либо стороны приписаний и каждый домовладелец по возможности и состоянию своему жертвовал на столь благородное дело деньги и провизию …».
Выдавали «деньги… в разное время подрядчику Маслову … под расписки». 12 февраля 1847 года был сделан окончательный вывод в донесении начальнику Кавказской области: «Кавказская палата государственного имущества от 21 истёкшего января за № 536 …заключила остановить оное без всяких последствий, так как по исследованию не обнаружено, чтобы в настоящем было допущено какое-либо злоупотребление».
Вторая реконструкция церкви была с 1889 по 1894 годы. Ещё в 1889 году была просьба к губернскому архитектору Кнорру от селян о перестройки церкви. В феврале 1889 года сельское общество заключило с подрядчиком из села Воронцово Александровского уезда Фёдором Елисеевичем Бессмертным договор на переустройство церкви. 20 октября 1890 года сельский сход, созванный по распоряжению волостного старшины Андрея Ерошенко в количестве 270 человек от 351 домовладения, имеющих право голоса, решил строить новую церковь.
Губернский архитектор Фёдор Карлович Кнорре составил план новой церкви. Постановили избрать доверенными лицами от села авторитетных крестьян Якова Алексеевича Симонова – 40 лет и Максима Ульяновича Костина – 28 лет, которым решили «поручить ходатайствовать в установленном порядке» о строительстве церкви. Попечителями строящейся церкви были Нефёд Егорович Ильин и Корней Прокофьевич Кирин. Подрядчиком был оставлен Ф.Е. Бессмертный. Указом Ставропольской и Екатеринодарской Консистории от 21 января 1891 года № 700 было разрешено строительство новой церкви. 2 апреля архитектор Ф. К. Кнорре освидетельствовал работы по сооружению новой каменной церкви. Мужчины на повозках, запряжёнными волами и верблюдами, возили из села Бурлацкого ракушечный камень. Обоз тянулся от верхнего моста за селом и до села Сухая Буйвола.
В это время была пристроена трапезная и южный предел, построена колокольня. 5 марта 1893 года в село в очередной раз приезжал Ф. К. Кнорре, который освидетельствовал старую приходскую церковь. Акт о состоянии церкви подписали священник Пётр Карагачев, помощник волостного старшины Тищенко и крестьяне Алексей Богданов и Макар Губанов. В старой церкви 10 февраля 1894 года обвалилась часть штукатурки карниза и 18 февраля в ней прекратились богослужения. 30 марта 1894 года рухнул весь карниз, и по распоряжению губернского начальства в церкви было запрещено совершать богослужения. Строили церковь дважды. 24 мая 1893 года купол строящейся церкви обрушился. В это утро жители села услышали грохот. Прибежав к церкви, они увидели столб белой пыли.
27 мая по распоряжению Ставропольского губернатора была создана комиссия под председательством военного инженера Кубанской инженерной дистанции полковника Стаховского. Церковь стали строить заново.
Старики рассказывали такую историю: «Доложив до перекладины, мужчины привезли железные рельсы, закрепили. Поставили большой купол. В то время по селу ходила легенда, когда поднимали на большой купол крест, не одна сотня дюжих мужиков тянула его толстыми верёвками. Но крест не двигался. Тогда подрядчик Бессмертный обратился к собравшимся селянам: «Есть ли среди Вас снохачи? Если есть, то уйдите». И по одним данным двое, по другим более мужчин отошли в сторону.
В то время люди были глубоко верующими, поэтому, хотя стыд и страх пронизывал их, они покорились. « И крест стал постепенно двигаться и был закреплён на куполе». 25 февраля 1896 года сельский сход, созванный волостным старшиной Тимофеем Васильевым принял решение о переносе в новую церковь из старой иконостаса, который тоже имел свою историю. Иконостас и царские врата внутри храма заказывали за границей для Алексеевской церкви, но там по проекту церковь была построена небольшая, и иконостас туда не подошёл, а поэтому его поставили в Донской Балке. В 1896 году начали роспись церкви и установку иконостаса. Иконостас устанавливал мастер иконописных дел Беляев Василий Алексеевич 1840 года рождения. Роспись внутри церкви делал живописец Умрихин. Был он высокого роста, с тамбовским говором, в лаптях, широкой рубахе, подпоясанной тонкой верёвкой. Рисуя иконы, он часто повторял: «Нет правды на земле, только на небесах». При этом иконописец указывал пальцем в небо. 26 июня 1896 году было окончено строительство новой каменной церкви с колокольней, и прихожане стали готовиться к её освящению. Священником в селе в то время был Пётр Карагачев, диаконом Николай Денисов, псаломщиком Андрей Кудрявцев, а волостным старшиной Ерошенко.
В зимнее время, когда были сильные снежные бури, звонил церковный колокол, «он был слышен на много вёрст, чтобы запоздавшие путники не сбились с пути». Напротив церкви была церковно-приходская школа с крылечком. Недалеко от церкви стояла часовня.
О том, что старый колокол было слышно далеко за пределами села, вспоминали многие старые люди после войны и до начала XXI века. В 1937 году с купола сельского храма был сброшен большой колокол. Разобрав ограду, активисты оголили двор. Церковь в 1937 году закрыли.
Стали разрушаться находящиеся на его территории могилы священников. Церковную сторожку превратили в избу-читальню. Ограду церкви разобрали и построили из этого камня пожарную станцию напротив церкви, а в основном камень-ракушечник использовали для получения извести, но саму церковь народ разрушить активистам не позволил. В здании церковно-приходской школы создали библиотеку. По воспоминаниям некоторых селян положительную роль в сохранении церкви сыграл действующий в тот период председатель сельсовета Рыков.
Самая старая икона в церкви – икона Божьей Матери 1841 года.
До 1942 года богослужения в храме не проводились. Открыта церковь была осенью 1942 года немцами, в период оккупации села.Священником после войны в селе был отец Василий. Он похоронен на местном кладбище. В 1960-1961 году священником был иерей Фёдор Максимович Плисюк родом из села Рясники Ровенской области Украины, ставший впоследствии известным священнослужителем. Затем в разное время служили священники Пантилиймон, Павел и отец Валентин. В 1980 – 1981 годах художниками из Ленинграда внутри церкви была проведена реставрация. В 2003 году прихожане церкви по просьбе отца Лазаря собрали деньги на новый колокол, а в 2004 году его установили на колокольне.
При священнике Лазаре в начале 2000-х годов был сделан ремонт церкви. Её оштукатурили, побелили, отремонтировал лестницу на колокольню, выкрасили полы, реставрировали некоторые фрески
Купола были выкрашены в голубой цвет с серебряными звёздами. Ежегодно в день празднования Пасхи в Казанской церкви села многолюдно. За всю историю существования села в нём не было ничего красивее этого храма. Церковь в селе больше, чем культовое здание. Это и напоминание о предках, которые оставили о себе память будущим поколениям.
И. ИВАННИКОВ
Доктор юридических наук, доктор политических наук,
почётный работник высшего профессионального
образования РФ, профессор Южного
федерального университета

Комментарии ()