еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Первый российский троллейбус (№ 15 (122) от 17 апреля 2012 г.)

1902 год. 13 апреля (31 марта ст.ст.) в Санкт-Петербурге прошло испытание первого российского троллейбуса.
Петербург – родина отечественного троллейбуса 31 марта 1902 года петербургским инженером П. А. Фрезе испытан первый троллейбус. Движение троллейбуса, связавшего Красную площадь (ныне площадь Александра Невского) и Благовещенскую площадь (ныне площадь Труда) (длина маршрута 5,8 километра), было открыто 21 октября 1936 года. На линии работало 4 машины с интервалом 15-16 минут, которые перевозили в день свыше 8 тысяч пассажиров. Первые троллейбусы были изготовлены на Вагоноремонтном заводе (ВАРЗ-1). Позже Ленинград стал обеспечиваться машинами производства Ярославского завода (ЯТБ-1 2 4), имевшими деревянный кузов (эксплуатировались до 1959). Для обслуживания троллейбуса было приспособлено депо № 3 трамвайного парка имени Смирнова. В октябре 1940 вступил в строй новый троллейбусный парк на Сызранской улице. В 1940 году троллейбусом перевезён 41 миллион пассажиров. К 1941 году в Ленинграде действовало 5 троллейбусных маршрутов, парк троллейбусов составил 130 машин.
Движение троллейбуса в блокадном Ленинграде было прервано 8 декабря 1941 года из-за прекращения подачи электроэнергии. В феврале 1944 года были начаты работы по возобновлению троллейбусного движения в Ленинграде, и в течение 50 дней были восстановлены многие километры контактных путей, 24 мая 1944 года в Ленинграде возобновилось движение троллейбуса по маршруту улица Сызранская – Главное Адмиралтейство, затем удалось восстановить движение по маршруту, проходящему через Невский проспект. В 1944 году на линии работало только 16 троллейбусов, но уже в 1947 году маршрутная сеть достигла довоенного уровня, а объём годовых перевозок составил 80 миллионов человек. В эти же годы начато обновление парка машин. В конце 1946 года в Ленинграде было построено 4 троллейбуса нового поколения МТБ-82М, имевших цельнометаллический корпус и большую вместимость (65 человек); в дальнейшем эти троллейбусы поставлялись в Ленинград Тушинским заводом (эксплуатировались до 1975). В 1948 году вступил в строй Троллейбусный ремонтный завод (в 1975 году объединён с ВАРЗ-1, образовав Завод по ремонту городского электротранспорта). После войны в Ленинграде построено 5 троллейбусных парков, в том числе совмещённый трамвайно-троллейбусный (1981). С 1960 года троллейбусный парк Ленинграда начал пополняться машинами семейства ЗИУ производства завода имени Урицкого в г. Энгельсе. В конце 1982 года на улицах Ленинграда появились первые троллейбусные поезда, состоящие из двух троллейбусов, вмещающие до 250 пассажиров. К 1990 году протяжённость одиночной эксплуатационной линии троллейбуса составила около 700 км, троллейбусный парк насчитывал свыше тысячи трёхсот единиц. В 1990 году было перевезено около 550 миллионов пассажиров.
Кирилл СОЧИЛОВ

Комментарии ()