еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Усадьба Ярошенко: прошлое и настоящее (№ 10 (117) от 13 марта 2012 г.)

к 50-летию Кисловодского художественного музея Н.А. Ярошенко
Идея создания мемориального музея-усадьбы художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске возникла ещё в конце XIX столетия. Она принадлежала Марии Павловне, вдове Николая Александровича Ярошенко, владелице дачного имения. Однако осуществить её замысел удалось лишь спустя шесть с лишним десятилетий.
История не допускает сослагательных наклонений. И всё же, если бы при жизни Марии Павловны её мечта осуществилась и министерство просвещения не проявило столь опрометчивую недальновидность, Россия не потеряла бы богатейшую коллекцию, ставшую достоянием другого государства, а Кисловодск уже в начале ХХ столетия имел бы музей имени Н.А. Ярошенко, не прилагая для этого таких громадных усилий для его создания.
Сегодня он представляет собой размещённое в четырёх освобождённых и восстановленных исторических зданиях ценнейшее собрание произведений изобразительного искусства, а также мемориальных и документальных материалов – плод многолетней кропотливой работы по их поиску и приобретению во всех уголках страны. В музейный комплекс входит и возрождённая почти заново в традициях, приближённых к облику ярошенковского времени, садово-парковая зона усадьбы – украшение города и его гордость.
Первое упоминание об усадьбе в архивных источниках относится к концу 20-х годов XIX века. В это время она находилась в собственности у офицерской вдовы Анны Ивановны Фёдоровой, владевшей ею с 1828 года. Поскольку у Анны Ивановны не было детей, то после её смерти усадьба вновь стала слободской собственностью, как это было до получения Фёдоровой землевладения.
В августе 1878 года во владение имением вступил генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Черняев – известный военный деятель, герой Севастопольской обороны в Крымской войне и освободитель Балкан, командовавший во время русско-турецкой войны сербской армией. Это произошло тогда, когда возросшая популярность Кисловодска, ставшего признанным курортом, привела к его интенсивной дачной застройке.
За семилетний период принадлежности Черняеву усадьба значительно расширилась. Увеличилось и количество её строений. В феврале 1885 года усадьба обрела новых хозяев, о чём свидетельствует акт купчей крепости, совершённый санкт-петербургским нотариусом П.А. Синельниковым. Приобретённое имение было оформлено на имя жены художника Марии Павловны Ярошенко. Местоположение усадьбы, расположенной на возвышенности недалеко от крепости, положившей начало городу, было одним из самых выгодных и живописных. Уличной стороной она выходила на Соборную площадь, с другой стороны примыкала к живописному курортному парку, спускаясь террасами к быстрой горной речке Ольховке.
Николай Александрович и Мария Павловна побывали на Кавказе ещё задолго до того, как у них появилась возможность жить здесь на правах землевладельцев. Их совместная поездка сюда состоялась в 1874 году, в тот год, когда они стали супругами. Очевидно, это было их свадебным путешествием, оставившим яркие неизгладимые впечатления. Тогда и зародилась идея покупки здесь землевладения, к чему они стремились в течение десяти лет. Усадьба, обошедшаяся Ярошенко в пять тысяч рублей серебром, была, по словам М.В. Нестерова, куплена «случайно за бесценок».
Очень скоро она стала одним из очагов отечественной культуры, храня особую духовную атмосферу, впитавшую в себя отпечатки ярких личностей Николая Александровича и Марии Павловны, где «летом и осенью не переводились гости». Из многочисленных гостей ярошенковской дачи достаточно назвать лишь некоторых. Это художники М.В. Нестеров, Н.А. Касаткин, Н.Н. Дубовской, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.Э. Борисов-Мусатов. Жили здесь также Д.И. Менделеев с дочерью, большая семья историка С.М. Соловьёва, В.Г. Чертков, Н.П. Симановский и др.
Через год усадьба расширила свои границы. В феврале 1886 года к её территории был присоединён смежный участок земли, выкупленный у Кисловодского слободского управления. Таким образом, площадь дачного владения выросла до 3250 квадратных саженей. Постепенно преобразовывался её облик, менялось архитектурное оформление фасадов, на месте некоторых обветшавших построек вырастали новые. За три десятка лет (1885-1915), в течение которых усадьба принадлежала Ярошенко, она коренным образом изменилась, сформировав единый целостный архитектурный ансамбль, гармонично вписавшийся в природное окружение.
«Белая вилла» – такое название получил стоящий вдоль ограды, выходящей на улицу, главный дом усадьбы. В нём жила сама семья Ярошенко. Он был выстроен на месте здания, именуемого «Гудауром» и перешедшего к новым хозяевам от прежнего владельца М.Г. Черняева. «Белая вилла» прославилась своим знаменитым балконом, оформившим центральный вход в здание и расписанным Николаем Александровичем и его гостями. Лето 1898 года омрачилось трагическим событием, нарушившим счастливую дачную жизнь. Внезапно в возрасте 51 года ушёл из жизни Николай Александрович, что, по воспоминаниям писательницы С.С. Караскевич-Ющенко, наложило «печать неизгладимой тоски на всю жизнь Марии Павловны». Похоронили Николая Александровича возле возвышавшегося напротив собора Николая Чудотворца. Через год на могиле был установлен памятник. На фоне серой гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями – бронзовый бюст художника на чёрном полированном постаменте. Авторами надгробия стали соратники Николая Александровича по Товариществу передвижных художественных выставок – Л.В. Позен и Н.Н. Дубовской.
За год до своей смерти, в 1914 году, Мария Павловна составила завещание, замечательное своей благотворительностью. Один из его пунктов предусматривал выделение денежных средств собору Николая Чудотворца на уход за находящейся в его ограде могилой Николая Александровича. Картины Н.А. Ярошенко и его современников, ранее предназначавшиеся для будущего музея на Кавказских Минеральных Водах, передавались на родину художника, в Полтаву, в музей имени Н.В. Гоголя, «но при непременном условии, чтобы в помещении музея для этих картин был отведён особый зал с присвоением ему имени Николая Александровича». Имение в Кисловодске согласно распоряжению Марии Павловны надлежало продать, а вырученные от продажи деньги употребить на устройство здесь городского или земского училища, а также на учреждение стипендии имени Николая Александровича в Московском училище живописи, ваяния и зодчества «наиболее способному и нуждающемуся ученику, без ограничения возраста, религии, национальности, происхождения».
14 сентября 1915 года Марии Павловны не стало. Исполнители её последней воли художник Михаил Васильевич Нестеров и петербургский присяжный поверенный Николай Николаевич Тычино приступили к обязанностям душеприказчиков в октябре 1916 года после утверждения завещания Петроградским окружным судом. Лишь частично им удалось выполнить возложенную на них миссию. Одним из главных предпринятых ими шагов было то, что в разгар революционных событий в конце 1917 года в Полтаву, в просветительное здание имени Гоголя, была благополучно доставлена коллекция, предназначенная для будущего «Музея имени Николая Александровича Ярошенко». Впоследствии входящие в неё произведения были положены в основу собрания Полтавского художественного музея, значительная часть которого, в том числе и картины Н.А. Ярошенко, погибли во время Великой Отечественной войны.
Что касается имения Ярошенко в Кисловодске, то в одном из его домов открылись библиотека и музей. Улица, выходящая на Соборную площадь и прежде носившая название Дондуковской, получила новое наименование, став улицей Ярошенко. Что помещалось тогда в музее, неизвестно. Последующие события, как писал М.В. Нестеров, дали «иное направление наследству Ярошенко. На их усадьбе, объединённой с соседними, был образован позднее Кардиологический институт имени В.И. Ленина. В течение многих лет усадьба использовалась в иных целях. Перелом в судьбе ярошенковской усадьбы наступил после приезда в Кисловодск Владимира Вячеславовича Секлюцкого (1907-1990), профессионального художника, демобилизованного из армии после окончания Великой Отечественной войны. Ему было суждено осуществить заветную мечту М.П. Ярошенко – основать музей, посвящённый замечательному художнику, оставившему яркий след в истории отечественного искусства. Эта цель стала делом всей жизни Секлюцкого.
21 октября 1959 года было издано распоряжение Совета Министров Российской Федерации об организации музея. С этого времени ещё два с лишним года ушло на поиски и приобретение работ Н.А. Ярошенко и художников из его окружения, на освобождение от жильцов и реставрацию одного из зданий усадьбы, на подготовку экспозиции. И, наконец, 11 марта 1962 года «Белая вилла» открыла двери для своих первых посетителей, став Домом-музеем Н.А. Ярошенко.
Материал подготовлен библиографами-краеведами
Ставропольской краевой универсальной научной
библиотеки им. М.Ю. Лермонтова

Комментарии ()