еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Великий пост (№ 8 (115) от 28 февраля 2012 г.)

Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Вначале постились не христиане, а язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. Крестились тогда взрослые люди, которые уже сознательно пришли ко Христу. Крестили тогда в древней Церкви не каждый день: на Рождество, на Пасху, и ещё несколько таких дней было… Великий Пост продолжается 7 недель от Прощёного воскресенья.
Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Вначале постились не христиане, а язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. Крестились тогда взрослые люди, которые уже сознательно пришли ко Христу. Крестили тогда в древней Церкви не каждый день: на Рождество, на Пасху, и ещё несколько таких дней было… Великий Пост продолжается 7 недель от Прощёного воскресенья.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
Торжество Православия совершается в первую неделю (воскресенье) Великого поста . Оно было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами.
Учение о почитании икон, основанное на Святом Писании и утверждённое обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слёзы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить своё заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счёт включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нём утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все, живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема – провозглашается соборно не только иконоборцам, но и всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия был введён в XIV в. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имён, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращён в 1801 г., в нём перечислялись только ереси, без упоминания имён еретиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.
Предание анафеме не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 году.
10 ВАЖНЫХ ДЕЛ,которые надо успеть сделать до окончания Великого Поста
Пост, как всегда, пролетает незаметно, поэтому перед его завершением нужно остановиться и вырваться из потока суеты, который поглощает наши силы и отнимает время, чтобы успеть исполнить хотя бы часть из того, что мы планировали. В эти последние дни поста нужно мобилизоваться. Список дел, которые нужно завершить перед окончанием Поста, может быть, например, таким.
1. Усердно помолиться, чтобы Господь дал увидеть свои грехи, подготовиться к подробной исповеди и просить духовника найти время её принять.
2. Сходить на Литургию преждеосвященных Даров, которая служится в среду и пятницу, и причаститься на ней.
3. Начать читать утреннее и вечернее молитвенное правило полностью, или хотя бы немного расширить своё молитвенное правило. Или постановить молиться с большим вниманием, чем обычно.
4. Прочитать хотя бы одно Евангелие. Великим Постом верующие стараются прочитывать все четыре Евангелия, но если не получилось, то хотя бы одно нужно успеть перечитать.
5. Доделать неотложные дела, которые мы откладывали и откладывали, чтобы освободить Великий Четверг на Страстной седмице.
6. Навестить родственников и уделить внимание домашним – хотя бы просто без спешки и с любовью пообщаться с ними и выслушать их.
7. Выполнить одно давнее обещание – прибить ли к стене картину, разобрать ли завалы в шкафу или что другое, что обещаешь много недель и всё откладываешь.
8. Ограничить своё интернет-общение – силой воли, или специальными программами, контролирующими время на определённом сайте – минимизировать хотя бы на эти две недели своё пребывание в социальных сетях.
9. Попросить прощения и примириться с теми, кого обидел давно или недавно.
10. Принять участие в каком-либо деле милосердия – хотя бы и посильной суммой или небольшим временем. Главное – сделать первый шаг к тому, кому плохо, и кто нуждается в нашей помощи.

Комментарии ()