еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Собор новомучеников и исповедников (№ 8 (115) от 28 февраля 2012 г.)

Праздник Русской православной церкви Собор новомучеников и исповедников Российских установлен в память о православных святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в августе 2000 года, постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадёт с воскресным днём, а если не совпадёт – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля)». Об истории праздника, этапах канонизации новомучеников и исповедников российских мы разговариваем со священником Евгением ШИШКИНЫМ.
– День новомучеников и исповедников российских берёт своё начало буквально с первого этапа гонения на церковь непосредственно в годы революции. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов проходил в самый разгар революционных событий. Патриарх Московский и всея Руси Тихон был избран после октябрьских событий. И практически сразу после революции начались злодейства большевиков. В январе 1918 года Митрополит Киевский Владимир был выведен красноармейцами за стены Киево-Печерской обители, и через несколько дней его нашли расстрелянным. Как только это событие, а произошло оно 25 января, стало известно на Соборе, все поняли, что это не последняя жертва. Во всех церквах было установлено поминовение священников, монахов, православных мирян, в годину безбожия убиенных. Именно это празднование, установленное Собором, впоследствии и вылилось в почитание новомучеников и исповедников российских.
– Отец Евгений, кого Церковь причисляет  к новомученикам и исповедникам российским? И сколько их?
– Здесь уместно выразиться словами церковных песнопений – «неисчислимые», хотя можно привести и поимённый список. Он насчитывает более тысячи человек. Мартиролог прославленных великих святых приближается к двум тысячам, база данных Свято-Тихоновского гуманитарного университета насчитывает свыше тридцати тысяч имён. Но, как очень хорошо говорят церковные песнопения, «мы прославляем поименованных и непоименованных», тех, кто широко известен, и тех, кто безвестно погиб за свою веру.
– Этот список пополняется?
– Новомученики и исповедники российские – достаточно конкретное определение, которое применяется именно к периоду советских гонений на церковь.
– Но ведь за веру погибали российские священники и в период Великой Отечественной войны, и в бывшей Югославии, и в Чечне. Можно ли их причислить к новомученикам, о которых идёт речь?
– То, что в церкви существует множество ликов святых, это не значит, что её святость прекращается за рамками этих ликов. Ведь почему стали именовать «новомученики и исповедники», откуда такое словосочетание? Не просто открытием, а потрясением для всего мира стало то, что такие преследования возможны в наше время. Вспомним, что гонения на христиан всегда мыслились как реалии давно ушедшего времени. Заметьте: уже полторы тысячи лет прошло с момента, как в римской империи запретили гонения на христиан.
– Сколько лет должно пройти после кончины человека, чтобы его стали рассматривать кандидатом в святые?
– Традиционно для канонизации человека является пятидесятилетний срок со дня его кончины. Когда проходит полвека, можно более объективно оценивать плоды его жизни, обстоятельства его смерти и т.д. Конечно, этот срок не всегда соблюдался, и мы знаем случай подвижника шестнадцатого столетия Святого Александра Свирского, который был прославлен своими же современниками. Мы можем привести пример прославления в лике новомучеников и исповедников российских Святителя Луки. Но это применимо только к самым почитаемым подвижникам, святость которых ни у кого не вызывает сомнения.
– А в чём же истинная суть святости?
– Святость – это причастность к благодати Господней. Святость по большому счёту – это свойство Божие. Святой человек – это человек, который при жизни оказался настолько близок господу, что это было явлено в его жизни. Особыми подвигами христианской любви, необычными добродетелями, некими чудесами и знамениями.
– О каких подвигах идёт речь?
– Это прежде всего подвиг Веры. Вообще мученик по-гречески звучит как «мартис». И перевод этого слова иной. На самом деле, речь идёт не о мучениях, а о свидетельстве. Мартис – это свидетель.
– Свидетель чего?
– Веры в воскресение Христово. Веры в Господа. Как говорил Блез Паскаль: «Я верю только тем свидетелям, которые дали перерезать себе горло». То есть, только когда человек готов умереть за какую-то истину, то здесь нет никакой лжи. И это как бы последнее испытание. И то, что мученики шли на смерть ради Господа, свидетельствует о том, что у них было некое большее чаяние, что они верили что Любовь Божья сильнее смерти. И они верили в то, что их ждёт воскресение, потому что воскрес господь Иисус Христос. И применительно к новомученикам и исповедникам российским это видно из того, что на мучения и смерть их отправляла безбожная власть, которая и объявляла войну вере, церкви, религии. И новомученики и исповедники российские принимали этот вызов, вступали в эту войну, неравную схватку, но в конечном итоге они и вышли победителями. Несмотря на то, что против них стояла мощнейшая государственная машина, мощный идеологический аппарат, их свидетельства об ином образе жизни, ином законе жизни было сильнее. Закон, который формулировался властью как «право каждого на чужое», где действует экспроприация, продразвёрстки и прочее, – это закон хищничества. Мученики же на своём примере раскрывали закон жертвенный. Закон Любви. И в глазах своих палачей они были вроде бы жертвами, обречёнными на заклание, но на самом деле их жертва раскрывала непобедимую и всепобеждающую любовь.
– Каковы этапы канонизации?
– Когда поднимается вопрос о прославлении того или иного подвижника, то здесь, конечно, прежде всего встаёт необходимость показать, какая грань христианского подвига раскрывается в его жизни. Где именно предстаёт любовь, в каком обличии. Отсюда и именование «лики» святых, сонмы святых, которые и объединяются некими общими чертами их подвига. Человека можно прославить как преподобного, за его монашеский подвиг, как святителя, за святость его архипастырского служения. Если это вопрос о прославлении новомученика и исповедника, то конечно, далее необходимо собирать свидетельства, которые подтверждали бы, что именно такого рода события и подвиги имели место в его жизни. Такие документы существуют со времён первых гонений на христиан. Это так называемые мученические акты. Основанием был сам факт его мученической кончины и те протоколы допросов официальной власти, которые свидетельствовали о том, что он не отрёкся от веры. О том, что он засвидетельствовал свою преданность Господу нашему Иисусу Христу.
– А в наше время?
– В соответствии с особенностями советских лет и советского делопроизводства перечень вопросов к документам оказывается более подробным. Зная реалии советского времени, мы понимаем, что он не должен был свидетельствовать против других людей, то есть выступать доносчиком для смягчения своей участи. Затем, учитывая хитросплетения советского делопроизводства, мы не найдём прямых обвинений в вероисповедании. Православных христиан, священнослужителей обвиняли как контрреволюционные элементы по 58-й статье, но …они, отдавая себе отсчёт, за что страдают, напрямую заявляли, что не являются борцами с властью. Как говорил Апостол Павел: «Если поведут вас на судилище, то вы блаженны. Но горе, если кто-то из вас пострадает как вор или злодей...» и так далее. Христианин не является преступником, но в ряде случаев мы видим, что православные свидетельствовали на допросах, признавая себя борцами против советской власти, контрреволюционерами. У кого-то это выбивали силой. Но были и другие, которые не сломались даже под пытками.
– Чем завершается канонизация?
– По рассмотрении всех документов и их утверждении Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским Собором принимается акт, то есть деяние по канонизации того или иного человека в лике святых новомучеников и исповедников российских. С этого момента и пишутся его иконы.
Кирилл СОЧИЛОВ

Комментарии ()