еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кусудама с оригами (№ 7 (114) от 21 февраля 2012 г.)

Знаете ли вы, что означают эти два японских слова? Посмотрите на фотографию – и вам не придётся штудировать словари.
Впрочем, на традиционной выставке «Бумажная пластика», открывшейся на прошлой неделе в Детской художественной школе краевого центра, представлены работы разных жанров, вплоть до макетов городских сооружений. Однако больше всего взгляд притягивают именно работы, сделанные в технике оригами. Слово это, как мы уже знаем, японское, однако само искусство уходит корнями в древний Китай, где, собственно, и была открыта бумага. А «оригами» так и переводится – «сложенная бумага».
Представляете, сколько надо иметь фантазии, чувства гармонии, выдумки и прилежания, чтобы сотворить такую красоту! Например, «бумажная скульптура» роскошной разноцветной змеи состоит из 1800 элементов, которые вложены друг в друга. Кстати, если уж углубиться в тонкости искусства, то именно этим и отличается оригами – там элементы никак не скреплены между собой. А вот в искусстве кусудама допускается склеивание оных, и даже сшивание.
Вообще первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение этой техникой. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу.
А теперь оригами входит в курс обучения будущих дизайнеров, более того – искусству складывания фигурок из бумажных модулей могут научиться даже младшие школьники в дизайн-студиях. Две такие детские студии стали участниками и нынешней выставки. Хотя, конечно, основные выставочные работы принадлежат студентам «профильных» ставропольских вузов, где учат будущих дизайнеров – СГПИ Государственный педагогический институт), филиал ЮРГИ (Южно-Российского Гуманитарного института), и, конечно, ставропольского художественного училища.
– Выставочный проект существует более десяти лет, – рассказывает председатель Ставропольского регионального союза дизайнеров Юрий Бударин. – И существует весьма успешно, поскольку «бумажная» техника, которую вы здесь видите, традиционно используется на первых курсах обучения будущих дизайнеров. Однако нынешняя выставка имеет отличительную черту – она проходит под знаком юбилейного, 15-го года со дня образования Ставропольского союза дизайнеров.
Выставка – в то же время и конкурс творческих работ. Он проводится в трёх номинациях – плоскостная деформация, объёмная деформация и дизайн-макет. Сразу замечу, что выбрать победителей оказалось делом нелёгким. Однако после бурных обсуждений первые места были отданы: в номинации «макет» Виктории Фурсовой (ставропольское художественное училище), в номинации «объёмная деформация» Лилии Зинченко (детская студия), в номинации «плоскостная деформация» – Алла Афанасьева (СГПИ).
– Дипломы получили также «серебряные» и «бронзовые» призёры конкурса, а ещё мы выдали 19 поощрительных дипломов, – комментирует Ю. Бударин. – Всех хотелось похвалить, ведь каждая работа по-своему хороша, непременно индивидуальна и неповторима!
Кроме эстетического, «бумажная пластика» имеет и сугубо прикладное значение. Её научное название звучит так: «тектоника упруго-тонкого листа». То, что можно сделать с листом бумаги, можно сделать и с листом металла. Принцип работы совершенно одинаков, только усилия для деформации нужно приложить другие. Так что бумага – это в некотором смысле «испытательный полигон» для более серьёзных конструкций.
Однако сами бумажные изделия, увы, недолговечны. Все работы на выставке – «свежие», сделанные совсем недавно. И долго храниться они не могут. Так что если хотите посмотреть – спешите видеть!
Александра ЧЕРНОВА, фото автора

Комментарии ()