еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Жемчужина мировой культуры (№ 5 (112) от 7 февраля 2012 г.)

6 февраля мировое музыкальной сообщество отметило 160-летие со дня рождения выдающегося русского пианиста и дирижёра, педагога и музыкально-общественного деятеля Василия Ильича Сафонова. Юность и последние годы его жизни прошли в Кисловодске, в развитие музыкальной культуры которого он внёс неоценимый вклад.
Родился Василий Ильич в станице Ищерской  (Терская область) 25 января (6 февраля) 1852 года в семье казачьего генерала. Учился в петербургском Александровском лицее, одновременно брал уроки фортепианной игры у А.И.Виллуана. В 1880 окончил Петербургскую консерваторию с золотой медалью как пианист и композитор; в 1880-1885 преподавал там же, а также концертировал в России и за рубежом, в основном в ансамблях с известными музыкантами – виолончелистами К.Ю.Давыдовым и А.И.Вержбиловичем, скрипачом Л.С. Ауэром.
В 1885 г. по рекомендации самого Чайковского был приглашён профессором фортепиано в Московскую консерваторию; в 1889-м стал её директором; с 1889-го по 1905-й был также дирижёром симфонических концертов Московского отделения Императорского русского музыкального общества. В Москве в полную силу развернулся незаурядный организаторский талант Сафонова: при нём было построено ныне существующее здание консерватории с Большим залом, в котором установили орган; почти вдвое возросло количество студентов, значительно обновился и укрепился педагогический состав. С Москвой связан и самый плодотворный период дирижёрской деятельности Сафонова: под его руководством состоялось около 200 симфонических собраний, в программах которых видное место занимала новая русская музыка. При нём в Москву стали постоянно приезжать крупные западные музыканты.
Сафонов был превосходным интерпретатором Чайковского, одним из первых восторженно приветствовал молодого Скрябина; под его управлением постоянно исполнялись сочинения петербургской школы, в особенности Римского-Корсакова и Глазунова; им осуществлён ряд премьер таких авторов, как А.Т.Гречанинов, Р.М.Глиэр, С.Н.Василенко. Велико было и значение Сафонова как педагога – через его консерваторский класс прошли А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, Л.В.Николаев, И.А.Левин, М.Л.Пресман и многие другие. Позже он создал книгу о работе пианиста под названием «Новая формула» (издана в 1915 г. в Лондоне).
В музыкальной жизни Москвы последнего десятилетия 19-го и начале 20 века Сафонов занял то центральное место, которое пустовало после смерти Н.Г.Рубинштейна. Человек сильной воли и феноменальной работоспособности, вспыльчивый и резкий, Сафонов нередко вступал в конфликты с окружающими, что в конце концов привело к смещению его с поста директора консерватории (убеждённый монархист, Сафонов выступил против типичных для того времени «требований революционного студенчества» и либеральных настроений профессуры). После этого он, отвергнув предложение возглавить Петербургскую консерваторию, выступал исключительно в качестве дирижёра, причём главным образом за рубежом; в частности, в 1906-1909 г.г. он был главным дирижёром Нью-Йоркского филармонического оркестра и директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. О нём писали как об исполнителе мирового масштаба, отмечая оригинальность манеры – Сафонов одним из первых начал дирижировать без палочки.
Сафонов  не скрывал своего отношения к революции в России, потому что хотел  защитить от дурного влияния своих студентов. Советская власть отомстила  пианисту забвением его имени. В асфальт была закатана даже его могила. И лишь  кисловодский искусствовед Борис Розенфельд восстановил его доброе имя, написав книгу «Летопись жизни и творчества Василия Сафонова», которой он отдал тридцать лет работы.
Умер Василий Сафонов в Кисловодске 27 февраля 1918 года.
Данила КОТОВ

Комментарии ()