еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

ФАС: сфера влияния

Наш собеседник – Сергей Никитин, руководитель Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Ставропольскому краю.

Сергей Иванович, штат ФАС по Ставропольскому краю включает в себя всего 38 специалистов. Каким образом распределяется нагрузка сотрудников при таком огромном объёме работы?

– Сейчас у меня на столе лежит отчёт за IV квартал 2014 года – январь 2015 года. Это подробная оценка эффективности работы каждого сотрудника ФАС, которая учитывает абсолютно каждый шаг конкретного специалиста в рамках нормативного срока рассмотрения дела. Распределение нагрузки традиционно зависит от утверждения штатного расписания и опирается на опыт применения Антимонопольного законодательства. От Антимонопольного органа требуются не только защита закона о конкурентной среде (а мы её не создаём, а именно защищаем равные условия в этой среде), но и определённый коэффициент отдачи для бюджета Российской Федерации, в частности – наложение штрафов. Предмет внимания нашей контрольно-надзорной деятельности состоит не только в соблюдении закона о конкуренции, но и в привлечении к судебной ответственности методами администрирования. Сотрудники ФАСа – универсальные профессионалы, которые самостоятельно обрабатывают каждое обращение граждан либо начинают расследование по собственной инициативе, в котором несут личную ответственность на каждом этапе: от первого документа до последнего судебного заключения и наложения штрафа. Каждый сотрудник полностью владеет инструментарием нормативно – правовой базы. К примеру, наш отдел контроля госзакупок, состоящий из шести человек, провёл в течение 2014 года более трёх тысяч проверок.

Будет ли в 2015 году пересмотрен список социально значимых продуктов? Будет ли он дополнен детским питанием или другими популярными товарами?

– В связи с санкциями Запада и ответными мерами Российской Федерации Антимонопольной службе поручено отслеживать порядок формирования оптово-отпускных цен на основные продукты питания. По согласованию с Министерством экономического развития закон о регулировании торговой деятельности в Российской Федерации предусматривает контроль розничной цены на продукты в том случае, если в течение месяца их стоимость в отдельном субъекте Федерации вырастает более чем на 30 %. Это единственное постановление, к которому мы уполномочены обращаться.

Нам удалось стабилизировать ситуацию необоснованного роста стоимости на цыплёнка бройлера, который подорожал с июля вплоть до 245 рублей за килограмм. Ещё в ходе антимонопольного расследования производитель снизил цену до 190 рублей. По информации, которая поступает на нашу горячую линию, мы также расследуем сейчас резкое повышение цены на хлеб и сахар. Наши совместные контрольные мероприятия с прокуратурой позволили заключить, что в данном вопросе не соблюдается законодательство, и в ближайшее время субъекты, занимающиеся оптовой реализацией сахара и хлеба, будут отвечать по всей строгости закона. Однако формировать сам перечень социально значимых товаров Антимонопольная служба не уполномочена. В нашу задачу входит борьба со спекулятивным ростом цен на основные продукты питания, занимающие доминирующее положение на рынке.

Каким образом ФАС влияет на оказание государственных и муниципальных служб (вывоз бытовых отходов, учёт газовых счётчиков)?

– Изменения цен на коммунально-бытовые услуги, в том числе на вывоз бытовых отходов, как правило, происходит в середине года, когда уполномоченная Тарифная комиссия на основании исключительно собственного права с учётом экономической доказательной базы выносит предложения о повышении цены. Это не предмет деятельности ФАС и относится к исключительному праву Региональной тарифной комиссии. Оно может быть применено только в судебном порядке. Но по вопросам учёта энергоносителей, их замене и проверке граждане края обращаются к нам достаточно час-то. Это связано с тем, что при замене прибора учёта предприятие коммунального хозяйства злоупотребляет своим положением – разумеется, они являются единственными монополистами в своей сфере услуг и потому подконтрольны нашей службе. На практике часто возникали прецеденты, связанные с обманом потребителя, когда физическим и юридическим лицам навязывались невыгодные условия или намеренно срывались пломбы, определяющие пригодность прибора учёта. Весь 2013 год был посвящён проблеме приборов учёта энергетических ресурсов в связи с программой по их установке, которая действовала в Ставропольском крае. Мы рассмотрели несколько судебных исков по отношению к коммунальным предприятиям и отстояли наше право как антимонопольного органа требовать от энергоснабжающих организаций надлежащего формирования затрат при осуществлении работ по замене. В судебном порядке мы доказали неприемлемость цены, превышающей 30 тысяч рублей, в то время как фактические расходы по замене приборов составляли около четырёх тысяч. Судебное решение было вынесено в нашу пользу.

Сегодня, уже в течение полутора лет, в системе антимонопольного законодательства функционирует новый отдел – Институт предупреждений. Он позволяет нам не затягивать на длительный период судебное разбирательство, вынуждая пострадавших граждан сидеть без прибора учёта, без воды и газа, пока жалоба оспаривается. Сегодня закон позволяет нам побудить нарушителя добровольно исправиться. Из 69 предупреждений за 2014 год только три из них были оспорены в судебном порядке. Институт предупреждений помогает резко сократить промежуток времени по восстановлению законных прав потребителя.

Комментарии (0)