еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Такие разные деньги

История социальных конфликтов России более чем показательна. Государство, которое не желает покончить с бедностью, рано или поздно подтолкнёт население заняться перераспределением несправедливо полученного богатства.

Сегодня нет никаких препятствий для необоснованного обогащения. Руководство страны не озабочено искоренением порочной системы, при которой все ресурсы нашего самого богатого в мире государства идут не на развитие державы, а в карманы избранных «придворных». Ничто не препятствует фактическому обворовыванию большей части населения узким кругом людей. Если попробовать сопоставить не очень афишируемые цифры официальной статистики, выявляется весьма неприглядная картина.

Более третьей части всех доходов населения России получают две десятых процента социально активного населения.

Как-то уж слишком глубоко зашёл процесс расслоения населения. Ладно бы это касалось личного имущества, но нет – всё намного серьёзнее. Фактически произошло тотальное перераспределение всех общенациональных ресурсов не в интересах народа. Контроль над экономикой России и средствами производства оказался в руках очень ограниченного круга ни в чём не ограничивающих себя лиц.

Менее трёхсот тысяч человек получают столько же, как и пятьдесят миллионов изрядно обнищавших простых граждан. Излишне говорить, насколько интересы одних не совпадают с нуждами остальных.

В обществе уже давно появилась острая необходимость стабилизировать социальное взаимодействие, но как это сделать при таком имущественном расслоении?

Ответ на этот вопрос может показаться неожиданным – в государстве не должно быть единых денег.

 

Социальные деньги

Аргументы лежат на поверхности. В настоящее время один и тот же инструмент под названием российский рубль выполняет взаимоисключающие функции, между которыми нет ничего общего. Сами подумайте, какая связь между повседневными расходами обеспечения минимально достаточных потребностей человека производственно инфраструктурными затратами государства и рискованным инвестированием транснациональных корпораций, «замешенных» на биржевых спекуляциях глобального рынка!

Можно бесконечно долго спорить о количестве всех функций, которые выполняют современные деньги. Действительно, таковых немало. Ясно одно: некогда главное назначение денег как эквивалента устоявшегося потребительского обмена отошло на второй план. Более всего от этого пострадали обычные граждане, поскольку полностью разрушена роль денег как стабильной единицы учёта количества труда.

Как следствие, утрачено равновесие всей системы социальных отношений.

Если коммунистические идеологи предполагали в будущем полную отмену денег, то для совершенствования социального взаимодействия можно предложить отмену денег хотя бы в части их использования как единой единицы счёта.

В настоящее время запускаемые в финансовый оборот социальные средства в ожидаемом объёме население не получает, несмотря на то, что подобные расходы проходят по так называемым защищённым статьям расходов бюджета. В результате законодательного искажения системы перераспределения колоссальные доходы, предназначенные для социального развития, как и доходы, крайне необходимые для совершенствования инфраструктуры, не достигают целевого назначения и оседают в карманах малочисленных групп богатеющих кланов.

Создаётся впечатление, что руководство не осознаёт конечной цели движения. Постоянно реализуются бессистемные, стихийные нововведения. Шарахаясь от одной крайности к другой, правительство порождает лишь дополнительный хаос в социальном взаимодействии.

Сколько раз поднимался вопрос об изменении налогового законодательства и введения прогрессивного налогообложения. Бесполезно. Основную часть налогов на доходы физических лиц оплачивают самые малообеспеченные из своих нищенских зарплат, а самым богатым делаются послабления в оплате налогов с их, даже по западноевропейским меркам, фантастических доходов.

Соответственно, сейчас созрела необходимость создания отдельной внутренней валюты, которая непосредственно связана с потребностями человека. Условно можно назвать эти деньги социальными.

По большому счёту все пособия и прочие социальные выплаты, привязанные к человеку, это и есть завуалированное отделение некоторой части социальных денег от общей массы денежного обращения.

Для простоты понимания будем считать социальными те деньги, которые человек получает за свой труд от работодателя или от государства для обеспечения физического выживания и обеспечения жизнедеятельности. По сути, это прямые потребительские расходы.

Эти деньги нельзя «сделать» на спекулятивном рынке, их можно только заработать или получить при исполнении социальных обязательств государства.

Социальные деньги – это базовая экономическая единица выражения обязательств государства перед человеком. Такие «внутренние» деньги должны обязательно отделяться от обращения денег производственных, инвестиционных и прочих финансовых инструментов.

 

Производственные деньги

Деньги становятся всё менее доступными не только для населения.

Острый дефицит средств испытывает и реальный сектор экономики. Между деньгами и производством слишком много посредников. Государство, банки, торговля, спекулянты, перекупщики и т.п.

С производственными деньгами те же проблемы, что и с социальными. Денег не хватает. Схожая ситуация – до сельскохозяйственного или промышленного производства они не доходят.

Происходит это, опять же, потому, что нельзя смешивать производственные расходы и инвестиционные (банковские) финансовые взаиморасчёты. Точно так же, как нельзя социальные казначейские обязательства приравнивать к производственным или бюджетным расходам.

Следует разделять производственные инфраструктурные расходы и рискованное инвестирование прорывных технологий, сцепленных с биржевыми валютными спекуляциями. Такой опыт был в СССР. Тогда нормализуется социальная сфера, заработает производство, будут защищены накопления и понятны риски.

Вспомним реформу Г. Явлинского начала девяностых. Плюсом было желание обеспечить после падения цен на нефть избыток необеспеченных денег неликвидным государственным имуществом. Главным минусом послужило отсутствие механизмов, отсекающих деньги с неясным происхождением, чаще спекулятивных или экономически не обеспеченных производственным наполнением. Спекулятивная составляющая денег пожирала социальную функцию внутри одной и той же валюты.

В общем, та же беда, как и сегодня.

Не случайно миллиардер М. Прохоров стал активно продвигать идею изменения монетаристской экономической модели государства и перехода к промышленному капитализму. При этом, понимая необходимость социальных перемен, он предложил уже сейчас начать работу над Социальным кодексом.

 

Инвестиционные деньги

Это те деньги, которые делают новые деньги. В противоположность всем остальным инвестиционные деньги нельзя заработать по найму. Это деньги, которые можно получить только от капитала, коммерческого инвестирования внедрения прорывных технологий или спекулятивного инвестирования с целью получения биржевой прибыли.

После того как золото превратилось в товар и перестало быть валютой, инвестиционные и кредитные инструменты становятся рабочими только для банков и крупных собственников. Соответственно, для всех остальных деньги превращены в дорогое и всё менее доступное «имущество», к тому же, постоянно теряющее стоимость в результате биржевых спекуляций.

Только банки и приближённые к органам государственного управления организации не имеют дефицита средств. Доступ к деньгам для них в приоритете.

Вообще, как доказывают нам заокеанские «партнёры», денег не может быть мало. Это не золото. Это бумага. Нужна только голова, для того чтобы печатный станок стал инструментом развития, а не средством разрушения.

Глупо оценивать в долларах стоимость активов внутри государства, которые никакого отношения к другим странам не имеют. Непонятно, зачем в России на государство перекладываются валютные риски коммерческих корпораций и банков по внешнеторговым инвестиционным операциям. Зачем смешивают спекуляции и инвестиции? Почему все их убытки списывают за счёт сокращения казначейского обеспечения внутреннего потребления граждан с одновременным удушением национальной экономики?

Анализ изменений денежно-финансовых отношений в мире подталкивает к поиску нестандартных решений. Поэтому возможность появления во внутреннем финансовом пространстве функциональных денег продиктовано складывающимися реалиями.

Без этого будет трудно преодолеть гигантский социальный разрыв между богатыми и бедными гражданами. Здесь экономика граничит с политикой.

Понятно, что для населения необходимы подобные нововведения. А вот для самой богатой прослойки такие нововведения явно будут не выгодны. Надеяться на разумное решение полярных социальных противоречий при современной либеральной элите – нереальный оптимизм. В то же время без достойного сбалансированного денежного обеспечения и достаточного уровня внутреннего потребления все попытки достижения в обществе социального баланса обречены, они так и останутся нереализованными.

Комментарии (0)