еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Кубышка на шесть триллионов долларов

24 октября Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2019-2021 годы. Иначе как сенсационным этот документ назвать нельзя, и вот почему. Во-первых, забудьте всё, что вам рассказывали в последнее время про «нам не обойтись без повышения НДС и пенсионного возраста». Новый проект бюджета попросту трещит по швам от лишних денег, обещая нам рекордные профициты (превышение расходов над доходами) - профицит бюджета составит 1,9 трлн руб. в 2019 году, 1,2 трлн - в 2020, 950 млрд - в 2021 г.

Если прибавить к этому 2,6 трлн профицита за девять месяцев этого года (к январю этот показатель превысит 3 трлн), то за четыре года у правительства скопится более 6 трлн руб. лишних денег, которые оно намерено складывать в кубышку - Фонд национального благосостояния. Его размер к концу 2021 года должен превысить 14 трлн руб.

На самом деле профицит будет ещё выше, если мировые цены на нефть превысят правительственный прогноз (по базовому варианту на 2019 и 2020 годы в бюджет заложены $63 и $60 соответственно, хотя уже сейчас нефть стоит больше $80). Есть ряд факторов, из-за которых цены могут снизиться, прежде всего это риск замедления мировой экономики из-за разгорающихся торговых войн, но если нефть всё же будет стоить дороже, объём лишних денег в правительственной кубышке ещё вырастет - это будет не 6 лишних трлн, а возможно, все 10.

Честно говоря, всё это в голове не укладывается: только что мы слышали о «безальтернативности» повышения налогов и пенсионного возраста, и вдруг оказывается, что у правительства нашлись триллионы избыточных доходов. Словно в каком-то абсурдистском романе, на фоне этих рекордных профицитов правительство планирует очень серьёзное повышение налоговой нагрузки в 2019 году: в сумме она вырастет примерно на 750 млрд руб. (525 млрд от увеличения НДС, 160 млрд - от акцизов, 46 млрд - от утилизационного сбора на транспортные средства и 18 млрд - от пошлин на импорт комплектующих для промышленной сборки).

Это огромная сумма, и есть все основания подозревать, что рост налогов ударит по экономике гораздо больнее, чем ожидаемое правительством снижение темпов роста ВВП до 1,3% в 2019 году. Мы уже столкнулись с обнулением роста инвестиций и - впервые в этом году – с сокращением объёмов производства в обрабатывающей промышленности в сентябре, и тут вдруг правительство хочет повысить налоги ещё почти на триллион. И нельзя сказать, что ему не хватает денег - как видите, в ближайшие три года избыток доходов будет просто колоссальный.

Извините, но в таком подходе - увеличении налоговой нагрузки в условиях огромного избытка доходов - невозможно увидеть никакой рациональной логики. За исключением одного соображения: правительство ждёт какого-то колоссального нового кризиса, для которого и накапливает «подушку» резервов, отказываясь делиться этими деньгами с экономикой. Собственно, в риторике властей, объясняющих необходимость нового накопления резервов, это соображение слышится довольно отчётливо: якобы крупные финансовые резервы «спасли» нас в период кризисов 2008-2009 гг., и начиная с 2014 года надо повторить опыт их накопления.

Не очень понятно, от чего эти резервы нас «спасли», так как в кризис 2008-2009 годов Россия вошла в число 15 экономик мира с худшими темпами развития, а падение реальных доходов населения после 2014 года стало самым затяжным со времён распада СССР. При этом резервы были растрачены на поддержку неэффективных бизнес-структур, связанных с властями, и консервацию неэффективной структуры госрасходов, а экономика вот уже более 10 лет не может вернуться к сколь-нибудь заметным темпам роста. В этом году ВВП России, по прогнозам правительства, составит $1,64 трлн по среднегодовому курсу - это на 1,3% ниже объёма ВВП 2008 года, пересчитанного в доллары по курсу того времени. За десять лет мы никуда не продвинулись. От чего же тогда нас спасли дважды проеденные резервы? 10 лет без роста - это недостаточно плохая история, могло быть ещё хуже?.. Ничего себе качество экономического менеджмента от Владимира Путина и Ко.

Но вы не расслабляйтесь, роста ждать не стоит и в дальнейшем: правительство прямо в этом признаётся. В проекте нового бюджета только в далёком 2021 году нам обещают 3% роста ВВП, а в 2019 г. нам придётся потерпеть сокращение его темпов из-за политики увеличения налогов. Но откуда вдруг возьмутся факторы, которые обеспечат нам рост экономики хотя бы даже в 3% и хотя бы в 2021 году?

Может, капитал перестанет утекать из России и сменится притоком? Пока этого не видно - темпы оттока капитала в этом году бьют все правительственные прогнозы. Может быть, у населения появится на руках много денег? Да нет, правительство прогнозирует крайне скромные темпы роста реальных располагаемых доходов населения - 1-2% в год в 2019-2021 по базовому варианту и ближе к нулю по консервативному. Цены на нефть? Но правительство не прогнозирует их роста ($58-$63 по базовому варианту в следующие три года), а если рост будет, то дополнительные деньги не пойдут в экономику, а по «бюджетному правилу» будут складываться в резервы.

Так откуда же возьмётся ускорение роста? Из правительственного пакета документов к законопроекту ответ в принципе ясен: они рисуют нам всё такую же фантастическую картинку бурного роста инвестиций, как и все предыдущие годы. Прогноз проекта бюджета на 2020-2021 годы - 7-8% роста инвестиций в основной капитал в 2021 году.

Не пытаясь ответить на риторический вопрос, что такого случится в Российской Федерации в ближайшие годы, что сюда вдруг повалят инвесторы, хочу отметить, что качество правительственных прогнозов по бурному росту инвестиций мы тестируем на практике уже не первый год. В прошлом году, например, при принятии федерального бюджета на этот год они прогнозировали рост инвестиций в 2018 году аж в 5,7% (и на этом основывался прогноз о росте ВВП выше 2%). Факт: имеем 3,6% роста инвестиций в первом квартале, 2,4% - во втором, а в августе рост инвестиций вообще обнулился. Теперь прогноз роста инвестиций от Минэкономразвития уже 2,9% - вдвое ниже прогноза годичной давности, и он, вероятнее всего, ещё изменится, и никакого роста ВВП более 2% тоже, естественно, не будет. Если они базируют свои прогнозы будущего роста экономики на этих, рисуемых из года в год дутых прогнозах бурного роста инвестиций, то тушите свет, роста не будет.

Власть уже обеспечила нам десятилетие без экономического роста и гарантирует его отсутствие ещё на годы вперёд, а значит, забудьте о росте своих доходов и благосостояния, дорогие россияне. В странах, которые власти приводят нам как пример более высокого пенсионного возраста, правительства за такое отправляют в отставку и на выборах меняют на оппозицию. Кстати, о пенсиях. При обсуждении повышения пенсионного возраста нам рассказывали, что это якобы делается ради существенного повышения пенсий. И что, находим мы это повышение в новом проекте федерального бюджета? Как бы не так! Среднегодовые темпы роста реальных пенсий в 2019-2021 годах по самому оптимистичному базовому варианту планируются на уровне 1,6%-2,5% в год (по консервативному варианту и того меньше).

Увеличивать трансферт из переполненного деньгами федерального бюджета в Пенсионный фонд не планируется: рост федеральных расходов на пенсионное обеспечение составит в 2019 году всего 0,6%, в то время как общие расходы бюджета вырастут на 4,7%, а расходы, скажем, на ФСИН, Росгвардию и медиаимперию Russia Today (АНО «ТВ-Новости» и МИА «Россия сегодня»)  увеличатся на 6-7%.

В целом примерно понятно, зачем с экономической точки зрения власти продавливали повышение пенсионного возраста: они не пенсии хотели повысить, а просто чуть сбросить финансовое бремя содержания пенсионной системы с федерального бюджета, чтобы накопить больше резервов. Ежегодные дополнительные расходы на эти новые проекты составят порядка 500-600 млрд руб. в год, что вдвое больше увеличения расходов на выплату страховых пенсий (лишь 200-300 млрд).

Вообще госинвестиции из Фонда развития, видимо, и есть тот «волшебный ключик», с помощью которого власть планирует достичь темпов роста экономики хотя бы в 2-3% в год, но жизнь учит, что из этого ничего не получается: в последние годы совокупные бюджетные инвестиции достигли и превысили 2 трлн руб. ежегодно, а к заметным темпам роста экономики мы не можем вернуться вот уже более 10 лет. Однако мы продолжаем отнимать деньги у эффективных экономических субъектов (через повышение налогов), перераспределять их в пользу неэффективных (через бюджетные инвестиции) и верить, что на этом брезентовом поле всё-таки вырастут какие-то алюминиевые огурцы.

Это основное, что вам надо знать о федеральном бюджете на следующие три года: правительство купается в лишних деньгах, но при этом всё равно повышает налоги. При этом признаёт, что повышение налогов затормозит экономику - но надеется, что бюджетные инвестиции её ускорят, хотя на эти грабли мы наступаем уже много лет, это не работает. Правда, на бюджетных инвестициях хорошо заработают российские миллиардеры - дополнительные сотни миллиардов, изъятые у налогоплательщиков, перекочуют в их карманы.

Зато обычным россиянам никакого роста реальных доходов и реальных пенсий ждать не стоит - правительство открыто признаётся, что его не будет, максимум 1-2% в год. А куда же денутся лишние триллионы избыточных доходов государства? Они будут складываться в кубышку, которая нам понадобится - когда снова грянет мощный экономический кризис, неизбежный по результатам такого «мудрого» экономического руководства профессионалов. В новом бюджете вся эта «экономическая модель» видна, как на ладони.

www.theins.ru

Комментарии ()