еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Горький вкус минералки

Фото: pexels.com

Ещё не так давно «правильной» минералкой в нашей стране считалась та, «что доктор прописал». Авторство этих слов приписывают известному гидрогеологу, кандидату геолого-минералогических наук, заслуженному геологу России Виктору Юрьеву. А произнёс он их в то время, когда возглавлял АО «Кавминкурортресурсы», где под его началом трудилась целая плеяда профессионалов-гидрогеологов. Они были абсолютно уверены в том, что основное предназначение минеральной воды – профилактика заболеваний и повышение эффективности лечения от различных недугов.

 

Торгаши поменяли классификацию минеральной воды

 

  С таким подходом к определению различных типов минеральной воды  полностью соглашались врачи-курортологи. Для них не столь существенным было, из какой скважины добывалась та или иная лечебная или лечебно-столовая вода. Куда большее значение имели степень её минерализации, ионно-солевой состав, содержание в воде биологически активных компонентов и т.д. Ведь именно от состава природной минеральной воды зависели её свойства и, следовательно, показания и противопоказания к применению.

  Так продолжалось до тех пор, пока на природный лечебный фактор не обратили свой алчный взор торгаши, увидевшие в минеральной воде востребованный товар, способный приносить неплохую прибыль. Особенно в том случае, если немного подсуетиться и с помощью красивых гербовых бумаг подвинуть конкурентов и создать для себя режим монопольного благоденствия.

  Неудивительно поэтому, что первой испытать на себе всю прелесть торгово-экономического подхода к определению «правильности» минералки довелось лечебной минеральной воде «Ессентуки №17». Выбор был не случаен. «Ессентуки №17» считались одной из самых известных во всех уголках нашей страны минеральных вод. К тому же, именно с них начиналась история промышленного розлива минералки.

  Вот здесь и выяснилось, что природная вода с одним и тем же составом, одними и теми же свойствами добывается как на Ессентукском, так и на Нагутском месторождениях. Для врачей, практикующих на бальнеологических курортах Кавказских Минеральных Вод, это не играло никакой роли. Тем более что воды ессентукского типа целенаправленно искали на Нагутском месторождении, чтобы обеспечить растущие потребности курорта Ессентуки.

Но специалисты по торгово-закупочным операциям увидели в этом угрозу утраты значительной части своей прибыли. Поэтому приложили немалые усилия, чтобы с помощью разработанного ими нового ГОСТа на минеральные воды, нового Технического регламента, а также при всесторонней поддержке руководства Роспатента нагутские «Ессентуки №17» и ессентукские «Ессентуки №17» развести по разные стороны  гидрогеологических баррикад. А тем, кто не был согласен с таким ненаучным подходом к определению свойств минеральной воды, была фактически объявлена война.

 

Судейские решения как материал для КВНщиков

 

  Одним из отголосков развернувшихся сражений за право монопольно распоряжаться брэндом «Ессентуки №17» можно считать решение Арбитражного суда Ставропольского края, принятое им 18 ноября 2021 года. Инициатором судебных разборок стало ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», в настоящее время являющееся структурным подразделением небезызвестного ООО «Холдинг Аква».

Свои претензии оно предъявило к ООО «Завод минеральных вод Октябрь-А», посчитав, что заводчане используют обозначение, «сходное до степени смешения с товарным знаком по свидетельству Российской Федерации №619161 в отношении минеральной воды, в том числе на упаковках и этикетках минеральной воды, в том числе воды минеральной питьевой лечебно-столовой «Ессентуки целебная» под товарным наименованием «Ессентукский бювет» и воды минеральной природной питьевой лечебной «Нагутская-17» под товарным наименованием «Ессентукский бювет».

Болезненно реагирующее на использование другими хозяйствующими субъектами при оформлении своих этикеток тех же красок и похожего шрифта, подразделение Холдинга Аква попыталось через суд добиться признания всей продукции, произведённой ООО «Завод минеральных вод Октябрь-А» под товарным наименованием «Ессентукский бювет» контрафактной  и на этом основании запретить её реализацию, а всю произведённую продукцию – изъять и уничтожить.

  После восьми месяцев изучения материалов дела суд принял довольно оригинальное решение, вызвавшее недоумение у сторонних наблюдателей. Он признал, что размещённое на этикетках словосочетание «Ессентукский бювет» (применительно к минеральным водам «Ессентуки целебная» и «Нагутская-26») сходно с товарным знаком, правообладателем которого является ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», что является незаконным и нарушающим исключительные права структурного подразделения Холдинга Аква. Что же касается остальной части заявленных требований, то судебное производство по ним было прекращено.

  Получается, что наклеивать этикетки с нанесёнными на них словами «Ессентукский бювет» на бутылки с минералкой нельзя. Но при этом вся произведённая под этой маркой продукция не признана судом контрафактной и её не нужно изымать из торговой сети и уничтожать. С таким богатым воображением судьям впору выступать в Клубе весёлых и находчивых. Там они запросто смогли бы сойти за своих.

  Что интересно, предыдущее противостояние этих компаний, имевшее место в 2019 году, также завершилось на высокой юмористической ноте. ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ» посчитало, что ООО «Завод минеральных вод Октябрь-А» не те этикетки наклеило на свою продукцию и попыталось взыскать с него около 416 млн рублей. В конечном итоге истец смог получить компенсацию в размере 69 рублей  40 копеек, что в шесть миллионов раз меньше первоначально заявленной суммы.

 

Суд допустил возможность расширенного толкования

норм Гражданского кодекса

 

  По странному стечению обстоятельств в тот же день, а именно 18 ноября 2021 года, было принято ещё одно судебное решение. Касалось оно рассмотрения искового заявления другого структурного подразделения ООО «Холдинг Аква» - ООО «ТЭСТИ». Завод розлива минеральной воды «ТЭСТИ» был уверен, что Роспатент незаконно отказал ему в выдаче свидетельства на НМПТ (наименование места происхождения товара) на минералку «Нагутская 26». Заводчане почти три года пытались заполучить заветное свидетельство НМПТ, но все их усилия были напрасными.

  При рассмотрении поданной ООО «ТЭСТИ» заявки Роспатент установил, что химический состав минеральной воды, указанный в ней, а также в соответствующем заключении Минздрава России, не совпадает с составом воды, для которой зарегистрировано НМПТ «Нагутская 26». Отличными оказались не только общая минерализация, содержание гидрокарбонатов, хлоридов и сульфатов, но даже отличался вкус.

Исходя из этого, Роспатент пришёл к выводу, что потребитель может быть введён в заблуждение, приобретая товар, маркированный обозначением «Нагутская». Учитывая, что, согласно медицинскому заключению, минеральная вода «Нагутская» применяется также и в лечебных целях, было очевидным, что её состав и свойства могут иметь особое значение для потребителей.

  Ничего странного и предвзятого в действиях Роспатента не было. Ведомство, призванное защищать интеллектуальную собственность, в полной мере выполнило требования статьи 1518 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что «исключительное право на географическое указание в отношении того же географического указания может быть в установленном настоящим Кодексом порядке предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий характеристиками, указанными в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (Государственный реестр указаний и наименований)».

  По логике вещей, Суд по интеллектуальной собственности, на рассмотрение которого поступили материалы дела, должен был проявить такую же принципиальность, как это он сделал в отношении двух десятков Кавминводских заводов, не совсем корректным способом отобрав у них свидетельства на НМПТ «Ессентуки №17» и «Ессентуки №4». Однако на этот раз суд проявил чрезмерную лояльность и пошёл навстречу требованиям ООО «ТЭСТИ», называемое ООО «Холдинг Аква» своей производственной площадкой. Судьи с пониманием отнеслись к заключению Минздрава России, в котором черным по белому было написано: «Отличия в части уровня общей минерализации и массовой концентрации основных ионов не являются существенными, находятся в пределах природных вариаций и не меняют квалификационную оценку минеральной воды».

  А ещё суд посчитал, что «слабосодовый вкус», обусловленный содержанием в минералке гидрокарбонатов в пределах 255 – 4000 мг/л, и «углекислый вкус», характерный для минералки, в которой растворено от 400 до 1000 мг/л диоксида углерода, являются тождественными понятиями. При таких обстоятельствах он пришёл к выводу, что отказ Роспатента предоставить ООО «ТЭСТИ» исключительное право на ранее зарегистрированное НМПТ «Нагутская 26» не соответствует пункту 3 статьи 1522 Гражданского кодекса РФ и нарушает права заявителя. В итоге после трёх лет споров с Роспатентом ООО «ТЭСТИ» наконец-то получило законное право разливать по бутылкам минеральную воду «Нагутская 26».

  Что ж, можно поздравить ООО «ТЭСТИ» и ООО «Холдинг Аква» с очередным успехом и порадоваться за них. Но несмотря на положительный исход дела от него осталось какое-то странное послевкусие. Причиной тому является забавная формулировка, содержащаяся в материалах дела. Звучит она следующим образом: «Применительно к аналогичным правовым ситуациям Роспатент выразил противоположные правовые позиции». Иными словами, суд честно признался, что Роспатент по одним и тем же обстоятельствам склонен принимать взаимоисключающие решения.

  И пока такие действия будут продолжаться, минеральная вода ещё не скоро сможет избавиться от горького привкуса.

 

Комментарии ()