еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Депрессивный регион

Долгие годы Северо-Кавказский федеральный округ, не исключая и Ставрополье, плетётся в хвосте самых различных рейтингов: по уровню зарплат, благосостояния семей, качеству жизни. Ничего в этом плане не изменилось и на сегодняшний день: инвестиционная привлекательность субъектов СКФО крайне низкая, реальный сектор экономики крайне мал и неконкурентоспособен, малый и средний бизнес дышит на ладан. Итог – практически нищенствующее население, высокий уровень безработицы, неподъёмные долги за жилищно-коммунальные услуги и почти поголовная закредитованность граждан.

 

На днях на совещании, посвящённом вопросу депрессивности СКФО, которое в режиме видеоконференции с главами субъектов округа и полпредом президента, которое провёл заместитель председателя правительства России Юрий Трутнев, звучали совершенно неутешительные выводы.

Чайка в печали

Так, полпред главы государства в СКФО Юрий Чайка констатировал, что на Северном Кавказе существует целая череда застарелых и нерешающихся проблем, мешающих нормальному социально-экономическому развитию округа и его существенному отставанию по основным показателям развития от среднероссийского уровня.

Самой большой проблемой остаётся дефицит реального сектора экономики и, как следствие, критически высокий показатель по безработице. В СКФО он самый большой – 12,2% трудоспособного населения не трудоустроены, тогда как в среднем по России этот показатель не превышает пяти процентов.

Ещё один бич – неблагополучная ситуация с уровнем доходов населения. «На начало 2020 года денежные доходы и потребительские расходы в расчёте на душу населения сформировались на уровне ниже среднероссийского на 26 и 22 процента соответственно. Низкий уровень денежных доходов обусловлен низким размером заработной платы. По данным Росстата, в марте 2020 г. среднемесячная заработная плата одного работника составляла 58,6% от среднероссийского показателя. Следствием является низкая платёжеспособность населения, образующая высокую задолженность по различного рода платежам и, в первую очередь, за жилищно-коммунальные услуги», – отметил полпред.

И привёл неутешительную статистику: на начало апреля совокупный долг физических лиц СКФО за газ и электричество составил 71 млрд и 12 млрд рублей соответственно.

Все эти факторы плюс неумение привлечь инвесторов привели к тому, что бюджеты субъектов округа постоянно демонстрируют крайне низкий уровень самообеспеченности. «Валовый региональный продукт в пересчёте на душу населения более чем в 2,9 раза ниже среднероссийского», – констатировал Юрий Чайка. И добавил, что в последнее время объём инвестиций в основной капитал на душу населения в округе более чем в два раза отставал от среднероссийского показателя.

Отсюда – и недовольство населения, и растущие протестные настроения, обострившиеся во время пандемии.

Кто виноват и что делать?

На совещании был предложен ряд мер на получение конкретных результатов по повышению уровня и качества жизни граждан, занятости населения и развитие экономики. Как было озвучено, в ходе неоднократных рабочих встреч с председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным были скоординированы направления основных усилий, определён порядок взаимодействия с членами правительства и руководителями профильных министерств.

По результатам встреч с членами правительства и руководством ПАО «Сбербанк» и ПАО «Ростелеком» были достигнуты договорённости об участии Северо-Кавказского федерального округа в качестве пилотного во всех наиболее значимых проектах, реализуемых Минкомсвязи России. Например, речь идёт о создании двух центров управления регионами по образцу аналогичного центра в Московской области. Сформированы цифровые команды в субъектах округа и подготовлено проведение их тестирования в порядке, предусмотренном для заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти.

«Широкое внедрение технологий цифровизации позволит ускорить процессы социально-экономического развития и обеспечит открытость принимаемых управленческих решений, снижая риски коррупционных проявлений. В этих целях проведены переговоры с руководством Росфинмониторинга и Казначейства России, сформированы единые подходы по мониторингу и противодействию незаконным финансовым операциям, а также по координации проведения контрольных мероприятий, в первую очередь при расходовании государственных средств, – подчеркнул Юрий Чайка. – Одновременно представляется целесообразным при актуализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» учесть цели и показатели, предусмотренные Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также положения, разработанного правительством Российской Федерации общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней».

В ходе совещания обсуждались вопросы совершенствования государственного управления на Северном Кавказе, задачи развития, проблемы и пути их решения. Будет ли от них толк, покажет время. Планов и обещаний нам уже демонстрировали целый ворох, но, как говорится, от слова «халва» во рту слаще не стало.

Семьи на грани нищеты

Ну а пока «большие дяди» строят очередные грандиозные планы, как вытащить округ из бедственного положения, простым людям живётся всё хуже и хуже. Это наглядно продемонстрировал опубликованный недавно рейтинг уровня благосостояния семей в субъектах РФ, который составил аналитический центр агентства «РИА-Новости».

При создании рейтинга предполагалось, что в семье двое работающих взрослых и один или два ребёнка. Для подсчётов суммировали две средние для региона зарплаты за вычетом налогов, а затем вычитали из этой суммы минимальный прожиточный минимум на каждого члена семьи. Показатели средней зарплаты и прожиточного минимума взяли из данных Росстата на 2019 год.

Девятый год подряд, по уже сложившейся традиции, первую строчку рейтинга занял Ямало-Ненецкий автономный округ — после минимальных расходов в среднестатистической семье с двумя детьми здесь остаётся 88456 рублей, с одним ребёнком – 101643. За ним идут Сахалинская область, Москва и Санкт-Петербург: 72720 и 86218, 65808 и 76122, 57310 и 67529 рублей соответственно.

 И, по той же традиции, Северный Кавказ всё так же находится в аутсайдерах – ни одна территория не вошла даже в первую полусотню.

Лучший из худших

На последнем 85-м месте рейтинга оказалась Кабардино-Балкарская Республика. Там у семьи со средним достатком, скромными расходами и одним ребёнком в месяц остаётся 12726 рублей, а семья с двумя детьми вынуждена искать дополнительные источники заработка или брать в долг 1018 рублей.

84-е место в рейтинге заняла Чеченская Республика, где у семьи с одним ребёнком после минимальных трат останется 15279 тысяч рублей, а с двумя детьми – 4200 рублей.

Карачаево-Черкесия находится на 81-м месте. По подсчётам составителей рейтинга, там у семьи с одним ребёнком остаётся 17246 рублей в месяц, с двумя детьми – 6413 рублей.

Ингушетия – на 79-м месте: у семьи с одним ребёнком может остаться до 20314 рублей в месяц, с двумя детьми – 8121 рубль.

На 78-й строчке оказался Дагестан с максимальным остатком 19330 рублей в семье с одним ребёнком и 8252 рубля – в семье с двумя детьми.

Северная Осетия заняла 69-е место. Максимальный остаток в семье с одним ребёнком там составляет 22683 рубля, с двумя – 11504 рубля.

Ставропольский край – на 52-й строчке. Максимальный остаток в семье с одним ребёнком составляет 26680 рублей, с двумя детьми – 16936 рублей. В общем, край по праву может считаться лучшим среди худших.

И положительной динамики в плане улучшения материального положения ставропольчан не просматривается третий год подряд: в 2017 году Ставрополье занимало в данном рейтинге 52-е место, в 2018 скатилось на 55-е, в 2019 опять не сумело подняться выше уровня 2017 г.

Слабым утешением может служить то, что Краснодарский край оказался всего лишь на два пункта выше Ставрополья – на 50-м месте рейтинга, а ростовчане и вовсе заняли 56-ю строчку.

Кто греет руки на госзакупках?

Зато, как говорится, «назло врагам, на радость маме» субъекты СКФО занимают первые позиции в рейтингах, в которых, по-хорошему, и появляться бы не стоило.

Так, недавно Счётная палата обнародовала рейтинг регионов по конкурентности и прозрачности госзакупок по итогам 2014-2019 годов. Авторы рейтинга оценивали каждый регион по двум показателям: количество участников и экономия для бюджета по итогам контрактования.

Почти все субъекты Северного Кавказа оказались на первых строчках по непрозрачности госзакупок, отсутствию нормальной конкуренции и излишних бюджетных трат. Например, в Чечне, Дагестане и Ингушетии высококонкурентных закупок, в которых участвует более десяти потенциальных заказчиков, в прошлом году было менее 0,1%. На Ставрополье – больше, но не намного. Для сравнения: в Санкт-Петербурге, который признан самым конкурентноёмким регионом в России, таких закупок было 2,7%.

В Ингушетии, Кабардино-Балкарии и особенно на Ставрополье прозрачность госзакупок в 2019 году снизилась по сравнению с тем же Санкт-Петербургом, чья прозрачность составляет почти 100 процентов. На Ставрополье же, сделали вывод аудиторы Счётной палаты, процветает практика мутных схем и непрозрачных тендеров.

Комментарии ()