еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Сиротские метры

Чиновничество на Руси испокон веков вызывало недовольство народа своими забюрократизированностью, неповоротливостью, неумением оперативно решать насущные вопросы и большим мастерством создавать – вернее, высосать из пальца – проблемы на ровном месте, для решения которых нужно потратить уйму времени, сил, финансов. И при этом на голубом глазу рапортуя вышестоящему начальству о своих успехах и заслугах. Благо, как говорится, всегда есть шанс, что это самое начальство факты проверять не будет, а бумага всё стерпит – какой завиральный доклад ни напиши.

 

Пыль в глаза

На мой взгляд, яркий представитель такого класса «рапортующих» – министерство имущественных отношений края. И вот почему. Не так давно в Совете Федерации страны проходил круглый стол по вопросам обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проблемы, с которыми сталкиваются субъекты в этой связи. В мероприятии от Ставрополья принял участие заместитель министра имущественных отношений края Виталий Зритнев, презентовавший опыт региональной работы по решению жилищных проблем детей-сирот. И, если верить пресс-службе краевого минимущества, наши чиновники в вопросе обеспечения квадратными метрами сирот оказались чуть ли не впереди планеты всей. В частности, указывалось: «Показатель обеспечения жильём указанной категории граждан в крае превышает общероссийский практически вдвое: 48% – в Ставропольском крае, по России – 29%. Кроме того, по итогам 2015 года министерством было освоено 100% денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, благодаря чему в 2016 году федеральный центр увеличил размер субсидий Ставрополью на 20 миллионов. Для сравнения: 20 субъектов страны в прошлом году не освоили федеральные средства, предоставленные им на приобретение жилья для детей-сирот, восемь из них даже не внесли предложения по возвращению остатков в нынешнем году, поскольку строительство в этих территориях практически не ведётся».

Ну вот прям обнять и плакать. Это же надо так уметь сделать из всего конфетку, что даже очередь из 1030 сирот выглядит сущим пустяком. Мол, в других регионах количество очередников ещё больше. Но мне интересно другое – а докладывал ли представитель ставропольского минимущества о том, что сирот без крыши над головой было бы куда меньше, если бы ведомство не отказывалось принимать квартиры, предназначенные для предоставления сиротам, разрывая контракты с застройщиками именно тогда, когда дома готовы принять новых жильцов. И что принимать у застройщиков сиротские метры их теперь обязывают судебные инстанции? Что-то мне подсказывает, что о таких реалиях господин Зритнев тактично умолчал. И действительно, зачем загружать господ сенаторов такими мелочами?

 

Авральное положение

Тема предоставления жилья выпускникам детских домов и ребятам, волею судьбы оставшимся без родителей, на Ставрополье всегда была острой. Но настоящей катастрофой проблема обернулась тогда, когда год назад надзор за ней возложили на три ведомства, отведя каждому из ведомств сугубо «узкоспециальную» функцию. Так, с 1 января 2015 года список нуждающихся в жилье составляет минобразования, фонд специализированного жилья формирует министерство имущественных отношений Ставропольского края. А обязательство по выполнению постройки квартир несёт министерство дорожного хозяйства, строительства и транспорта региона.

Благодаря такой «коллективной ответственности» (а она, как правило, заключается в том, что каждый «ответственный» кивает на другого), бюрократической волоките по передаче и дележу полномочий и зон ответственности, в прошлом году федеральная программа по обеспечению сирот жильём, шедшая и так ни шатко ни валко, за малым не провалилась окончательно. Положение было настолько аховым, что пришлось собирать целый консилиум – точнее, круглый стол «Социальная справедливость». На котором присутствовали сотрудники прокуратуры, представители депутатского корпуса края и общественных организаций и, конечно, сами дети-сироты, которые годами не могут выбить из чиновников положенные квадратные метры.

 

Порочный круг

К ответу были призваны представители ответственных за реализацию программы министерств. Которые кивали друг на друга, ссылаясь на некие трудности в связи с передачей списков. И дружно винили подрядчиков, которые, дескать, срывают сроки сдачи жилья. Например, ООО «КапиталИнвест», являющееся застройщиком многоквартирного дома в селе Дивном, со своей задачей по сдаче в эксплуатацию 16 квартир, предназначенных для детей-сирот, пока так и не справилось. Хотя срок окончания работ по государственному контракту истёк ещё 15.12.2014. В списке отстающих значился ООО«Югстрой+» в Минераловодском районе.

Недобросовестность застройщиков, которые отвечали за то, чтобы квартиры детям-сиротам были предоставлены вовремя, конечно, налицо. И хоть понять бизнесменов можно – финансовый кризис и всё такое, – оправдывать их действия, приведшие к тому, что жильё для сирот так запоздало, по большому счёту нечем. Однако к середине осени прошлого года два отстающих застройщика – ООО «КапиталИнвест» и ООО «Югстрой+» – возвели свои многострадальные дома. Причём последний успел сделать это ещё летом. Оставалось только уладить бумажные вопросы, и квартиры для сирот можно было передавать министерству. И тут грянул гром с ясного неба – минимущество в одностороннем порядке решило разорвать договоры со строителями. Мотивируя тем, что застройщики слишком затянули со сроками строительства, да и квартиры вроде бы не той квадратуры, за что подлежат наказанию. Надо отметить, что закон даёт заказчику – минимуществу в нашем случае – расторгать контракт, если застройщик затянул со сдачей квадратных метров более чем на два месяца. Однако глубокое недоумение вызывает тот факт, что расторгать контракт министерство надумало не тогда, когда истёк пресловутый двухмесячный срок, а именно тогда, когда застройщики худо-бедно, но довели дело до ума. Дома готовы, и осталось только одно – принять у застройщиков квартиры и отдать их сиротам. Ещё интересен такой момент. Нонсенс юридический, вернее. Заставляющий задуматься о квалификации юридического отдела министерства, как минимум. Дело в том, что ведомство не просто настаивает в судебном порядке на расторжении контракта с застройщиками, но и на получении с них неустойки. Меж тем закон в этом смысле однозначен: либо расторжение контракта, либо получение неустойки. А сразу то и другое… Вы уж определитесь – вам шашечки или ехать?

 

Прозаседавшиеся

В общем, начались судебные тяжбы, так как застройщики в свою очередь обратились в краевой Арбитражный суд со встречными требованиями – признать расторжение контрактов незаконным и обязать чиновников принять квартиры для передачи сиротам. К слову, служители Фемиды тоже находились в некотором недоумении: а что, собственно, надо министерству имущественных отношений? Дома в эксплуатацию приняты, квартиры ждут жильцов. Да, застройщики затянули со сроками, да, закон позволяет расторгнуть с такими предпринимателями контракт. Но почему это надо делать в тот момент, когда дома готовы? Как хотите, такие шаги министерства попахивают злоупотреблением. Ведь, расторгая контракты, оно наказывает не столько застройщика, сколько детей-сирот. Да, застройщику придётся вернуть деньги, полученные из бюджета, да ещё заплатить штраф. Но квартиры-то останутся у него, а желающих купить недвижимость, несмотря ни на какой кризис, в России не убавляется. Так что в проигрыше бизнесмены будут минимальном. А вот по-настоящему пострадавшей стороной будут сироты и государство. Одни не получат долгожданное жильё, второе понесёт новые расходы. Поэтому, руководствуясь законом, исходя из принципов разумности и справедливости, судьи раз за разом отказывают минимуществу в удовлетворении исковых требований.

Как сказано в одном из судебных решений, «Расторжение контракта при возможности получения предмета договора приведёт к необходимости проведения новых конкурсных процедур, заключению новых контрактов для строительства жилья для детей-сирот, к увеличению дополнительных расходов Ставропольского края, увеличению финансирования на проведение данных процедур за счёт бюджета, что, в свою очередь, повлечёт нарушение публичных интересов». И действительно, где здравый смысл? Отказаться от уже готовых квартир, чтобы потом начинать всё с нуля: тендеры, договоры, ожидание окончания строительства. Которое, кто знает, пойдёт ударными темпами или такими же черепашьими шагами, а то и вовсе не завершится (история знает множество таких примеров)? Для чего вся эта свистопляска? Отодвигающая момент получения сиротами квартир на срок от нескольких лет до бесконечности.

Впрочем, министерство, не согласившись с решениями судов, их обжаловало. Есть ли у минимущества шанс всё-таки лишить сирот надежды на скорое новоселье, должна была решить апелляционная инстанция. И она в лице Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Ессентуки решила. В частности, в отношении квартир ООО «Югстрой+». Вышестоящая судебная инстанция «засилила» решение суда первой инстанции, решив, что какие-либо основания для расторжения государственного контракта, взыскания задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами отсутствуют.

В общем, вопросов подобные «игрища» с сиротскими квартирами вызывают множество. В частности, зачем затеяна вся эта петрушка? Ответы редакция намеревалась получить непосредственно у министра Газарова. Однако пресс-служба мин-имущества в своё время ловко ушла от ответа, сославшись, что нет соответствующих решений суда по этому вопросу. Но и после появления этих решений в министерстве отмалчиваются. Наверное, вразумительных версий ещё не придумано.

Комментарии ()