еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Крути педали

Велосипед в последние годы резко обрёл популярность в народе. Если раньше на нём рассекала в основном детвора, то теперь можно увидеть «всадников» разных возрастов, даже преклонных лет.

Ведь действительно на велосипеде можно не только быстро добраться до места назначения, не застревая в автопробках, но и поправить физическую форму. Но, увы, с ростом количества велосипедистов на дорогах возрастает и количество происшествий, которые далеко не всегда заканчиваются только испугом и помятым железом. И, как ни парадоксально, большинство аварий с участием велосипедистов происходит именно по их вине.

 

Правовые нигилисты

Опросы и мониторинги выявили такой казус: в большинстве своём велосипедисты считают себя привилегированной кастой, не относящейся ни к пешеходам, ни к автомобилистам. И утруждать себя соблюдением ПДД большинство велосипедистов и не собирается. А меж тем, как пояснили в УГИБДД ГУ МВД РФ по СК, на велосипедистах лежит двойное бремя – их касается большая часть правил дорожного движения. Потому как любители двухколёсного передвижения одновременно относятся и к автомобилистам, и к пешеходам. Почему? А вот почему. ПДД гласят, что велосипед является транспортным средством. И, значит, на него распространяются все пункты правил, применимые к автомобилям. То есть велосипедист, едущий «верхом», отвечает перед законом, как автомобилист. Но когда он слезает с велосипеда и везёт его рядом, он становится пешеходом. И на него распространяются все пункты ПДД, касающиеся пешеходов.

 

Великам везде у нас дорога

Так думают многие из оседлавших двухколёсного коня. И выбирают место, где промчаться с ветерком, руководствуясь исключительно собственным вкусом. А меж тем ПДД чётко регламентируют, где именно можно двигаться велосипедистам старше 14 лет: по велосипедным, вело-пешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов; по правому краю проезжей части; по обочине; по тротуару или пешеходной дорожке. При этом каждый последующий из списка пункт допускает движение только при условии, что предыдущий пункт отсутствует. Например, по обочине можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также при невозможности езды по краю проезжей части.

Но, боже мой, кто из великовозрастных велобайкеров не то что помнит, но хотя бы открывал заветную книжечку ПДД? Да, велосипедных дорожек в нашем крае катастрофически не хватает, что уж греха таить. Но и там, где они есть, велосипедисты умудряются их не замечать, а лихо рассекать по тротуарам или лавировать в потоке машин на проезжей части.

Взять тот же отрезок улицы Ленина в Ставрополе от так называемого «турецкого банка» и ниже – до пересечения с улицей Льва Толстого. Здешний тротуар, по которому ходит множество народа, словно мёдом намазан для велосипедистов. Этот участок, изобилующий пандусами, ступенями и спусками для колясок, безбашенные гонщики избрали своей тренировочной площадкой. Что только они тут не выделывают! Летят стрелой на скорости, мчатся, стоя на сиденье велика, сидя задом наперёд. Едут без рук, едут по трое-четверо на одной «машине»… В общем, испуганным пешеходам остаётся только ловко уворачиваться от летящей на них двухколёсной машины с гогочущим, свистящим, вопящим наездником. И не всегда это удаётся. Велонаезды, падения, разбитые носы, колени, сломанные руки и ноги – частые явления на этом импровизированном велотреке.

Не лучше себя ведут велосипедисты, попав на проезжую часть. Сколько «тёплых» слов и пожеланий несётся вслед такому бесшабашному наезднику двухколёсного коня, решившему посоревноваться в скорости с автомобилями, ныряющему из ряда в ряд, подрезая все попадающиеся на пути транспортные средства! К тому же, зачастую такой рисковый гонщик «облачён» в наушники, в которых гремит и грохочет музыка, и на сигналы автомобилей просто не обращает внимания. А уж пропустить пешеходов, переходящих перед ним дорогу, такой шумахер и вовсе считает ниже своего достоинства.

 

Экстрим на зебре

Кстати, с переходами – как регулируемыми, так и нерегулируемыми – у велосипедистов тоже дружба не сложилась. Согласно ПДД, чтобы пересечь проезжую часть по зебре, велосипедист обязан спешиться и перейти на другую сторону улицы, ведя «в поводе» своего железного коня. Но часто ли вы видите такую картину? Я – нет. Обычно велосипедисты «перелетают» зебру верхом, рискуя или сшибить на ней тех, кто передвигается на своих двоих, или самому угодить под колёса авто. Водитель, который просто не успел затормозить перед «всадником», вылетевшем, как чёрт из табакерки, с тротуара на проезжую часть. Кстати, таким ездокам следует помнить, что если они будут сбиты на переходе, не оборудованном светофором, признают виновными именно их. Их, а не водителя, сбившего велоездока авто. Потому как водитель авто обязан пропускать на зебре только пешеходов. А едущий на велосипеде человек таковым, как мы выяснили, не считается. Он – водитель, нарушивший ПДД и спровоцировавший аварию. И ему, если, конечно, останется в живых, придётся ответить по полной программе.

 

Не садись на «инвалида»

Также быть привлечённым к административной ответственности грозит тому, кто выедет в путь-дорогу на неисправном велосипеде или нарушит правила перевозки грузов. Нельзя выезжать на проезжую часть с неисправной тормозной системой. Кроме того, на велосипеде должен иметься специальный звуковой сигнал. С помощью такого приспособления водитель обязан предупреждать пешеходов о приближении транспортного средства. Если есть необходимость ездить в условиях плохой видимости (туман, тёмное время суток), велосипед должен быть оснащён светоотражающими элементами. Они нужны для того, чтобы транспортное средство было заметно среди потока автомобилей на проезжей части. Нелишним будет также установить прибор, который будет освещать дорогу. Специальный фонарик можно приобрести практически в любом магазине спортивных товаров. Светоотражатели на велосипед должны устанавливаться по правилам. Спереди – белый, а сзади – красный. В условиях плохой видимости участникам движения бывает достаточно сложно определить, в каком направлении движется велосипедист. Если автомобилист впереди себя видит красное пятно, значит, двухколёсное транспортное средство движется в таком же направлении, а не навстречу.

Ну и последнее. В наш меркантильный век многие не так ценят свою жизнь и здоровье, как материальные ценности. Велосипедисты – не исключение. Порой их «байки» – особенно гоночные, горные – стоят столько, сколько средней руки яхта. И раз уж им не жаль своих рук-ног-позвоночника и черепа, которые могут пострадать в результате ДТП, может, угроза лишиться своего скакуна, «погибшего» под колёсами того же КамАЗа, заставит их лишний раз соблюдать ПДД? И, кстати, штрафы за нарушения правил у нас также никто не отменял.

Комментарии (0)