еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Шило на мыло?

12 марта ставропольская Дума, как и многие субъекты Российской Федерации, приняла закон о запрете розничной продажи энергетических напитков. Указ дельный, полезный – а вдруг и вправду пить меньше станут? Ведь, пусть и слабоалкогольные, но не менее опасные «энергетики» пользуются постоянным спросом. От них не опьянеешь до потери сознания, но и лёгкую эйфорию почувствовать можно…

Закон есть закон: продажа таких напитков запрещена. Только вот рано радоваться трезвой молодёжи: нельзя забывать о доступных аналогах. Что ещё может слегка ударить в голову по доступной цене? Конечно же, это холодное, золотистое, с лёгкой горчинкой пиво. На старый добрый напиток никто руку не поднимет: слишком уж высока цена вопроса.

Статистика неутешительна: если верить Росстату, то граждане России выпили за девять месяцев 2014 года свыше семи с половиной миллионов литров! Однако эти цифры распространяются на всю страну. А что же тогда у нас, в Ставропольском крае? Увы, но и здесь радоваться нечему – за 2014 год местные производители изготовили 39 миллионов литров пива, которые неотложно отправились на реализацию в питейные заведения.

Эти цифры отразились (и продолжают отражаться) в числе пивных, которые чуть ли не еженедельно открываются в Ставрополе. Не замечали ли вы, гуляя по городу, что таких мест стало на порядок больше? Да если просто открыть электронную карту и запросить «пивные Ставрополя», то появятся почти 200 иконок (189, если быть точной), раскиданных по территории города. И это при том, что далеко не все места отражены, ибо «храмы пенного напитка» появляются так быстро, что карта не успевает обновляться.

Но, конечно же, среди всех районов краевой столицы самым «пивным» можно считать Юго-Западный, а если быть точнее – микрорайон «Перспективный». Как вы думаете, сколько пивных баров находится в этом небольшом жилом комплексе? 20? 30?

Недавно я решила прогуляться по этому району и ради интереса посчитать, сколько «хмельных» магазинов увижу. Результат превзошёл все мои ожидания – 45! Я насчитала целых 45 заведений, специализирующихся на пиве. И это не считая простых универсамов, где также продаётся пенный напиток.

Итак, получается, что почти в каждом доме есть своя пивная. Почему почти? Просто где-то два бара находятся через стенку друг от друга, а где-то дома только недавно сдали, а арендатора ещё не нашли. Но факт остаётся фактом: слишком много алкогольных мест на квадратный метр. Хуже всего приходится детскому саду: он как будто попал в сети из пивных, ибо они его окружили со всех сторон. И хотя детишкам не видно ни рекламы, ни светящихся вывесок (ближайшие пивбары находятся на другой стороне зданий), это дела не меняет.

Один вопрос: как же выживают конкуренты по товару в одном микрорайоне? Видимо, спрос есть, а остальное неважно.

Однако кто может гарантировать, что эти пивницы не «завербуют» молодёжь в свои ряды? Кто их знает, может, они ещё и продают алкоголь несовершеннолетним? Но обвинять владельцев в таких вещах я не могу – нет доказательств. Зато есть печальный опыт свидетеля, когда я стала очевидцем продажи пива после 22:00 в одном из местных магазинов. Схема проста: пока была ревизия товара и покупатели к прилавку не допускались, «возлюбленным клиентам» через форточку передавали «напиток богов». От этих же постоянных клиентов я узнала, что это проводится не только в день ревизии, а постоянно. А значит, никакой гарантии нет, что за «хмельным настроением» не придут наши дети.

Да и слегка опьяневшие представители руководства района, по словам местных жителей, здесь тоже не редкость. Часто слышат отголоски ссор, становятся свидетелями драк – что уж тут хорошего. Но и здесь у обитателей «Перспективного» нет единого мнения – больше половины опрашиваемых ответили, что жить им тут пьянчуги не мешают. Да, они есть, как есть в любом доме. А то, что пивных стало больше, жители даже и не заметили. Вот он, плюрализм мнений во всей красе.

Итогом моих изысканий, конечно, является не то, что «Перспективный» такой «плохой» район, и не то, что пивом не стоит злоупотреблять (хотя, конечно, лучше не перебарщивать с алкоголем). Результатом моих размышлений является вывод о том, что система запретов на алкоголь может эффективно работать только в комплексе мер, направленных на укрепление культуры здорового образа жизни. А замена «энергетиков» на пиво ничего не даст в итоге. Это как обмен «шила на мыло», только не известно, что хуже – первое или второе.

Екатерина ЕРЁМЕНКО

Комментарии ()