еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Нарушителям дадут ремня

Странное всё-таки существо человек, бесконечно доверчивое и оптимистичное. Его наивная вера в то, что ничего плохого с ним-то не может случиться априори, умиляет. Особенно наглядно это видно на примере автомобилистов.

Их надежду на великий русский «авось» не может поколебать даже ужасающаяся статистика дорожных трагедий. Поэтому и нарушают, норовя проскочить на мигающий зелёный или даже красный свет светофора, не пристёгиваются ремнями безопасности (ведь может пострадать имидж крутого водилы), игнорируют правила перевозки детей – а зачем мне это автокресло, если сына или дочь всего-то отвезти за пару кварталов нужно?

О подобном легкомыслии и его тяжёлых, а иногда и непоправимых последствиях шла речь на брифинге, состоявшемся в Управлении ГИБДД ГУ МВД РФ по СК и посвящённом вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Спикерами мероприятия были главный госинспектор края Алексей Сафонов, уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе края Светлана Адаменко и начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей министерства образования и молодёжной политики СК Ольга Пикалова.

 

Почём жизнь ребёнка?

Статистика, озвученная в начале мероприятия, устрашает. В 2014 году на дорогах края погибли 24 ребёнка, почти 300 травмированы, около 20 детей остались инвалидами, многие лечатся до сих пор. С начала этого года в дорожных трагедиях потеряны четыре детские жизни, десятки ребятишек травмированы. Но некоторые родители по-прежнему продолжают игнорировать ремни безопасности и детские удерживающие устройства. Только в текущем году на Ставрополье пресечено более 40 тысяч таких нарушений правил дорожного движения.

А через две недели наступит пора летних каникул, у детей появится много свободного времени, которое они будут проводить на улице. Многих ребятишек родители повезут на отдых к бабушкам-дедушкам, так что вопрос с их безопас-ностью на дорогах встанет особенно остро. Поэтому вчера в крае стартовала социальная кампания «Ремень безопасности, детское удерживающее устройство». Так что, посоветовал А. Сафонов, родителям придётся-таки раскошелиться на детское автокресло или специальное удерживающее устройство. Если уж не для того, чтобы сохранить своему чаду жизнь и здоровье, то хотя бы для того, чтобы не нарваться на крупный штраф.

– Вот честно, никак не могу взять в толк, – недоумевал он, – стоимость детских автокресел начинается от 1000-1200 рублей. Неужели жизнь и здо-ровье ребёнка стоят дешевле? И именно на них нужно экономить? Хорошо, хотите сэкономить на благополучии своего чада, но на штрафах мы, сотрудники ГИБДД, вам сэкономить не дадим. Сейчас он составляет 3000 рублей – то есть в два с половиной раза дороже, чем автокресло. Поэтому во время акции экипажи ДПС будут стоять максимально близко к местам подвоза ребят к детским садам и школам и ловить нарушителей. И никакие хитрости и отговорки не помогут – ребёнок в машине без кресла или устройства – штраф.

А уловки, на которые идут нерадивые родители, многочисленны. Инспекторам не раз приходилось находить в салонах остановленных авто лежащих на полу детишек. Нет, малыши не свалились с сиденья во время резкого торможения. Они просто послушно исполняли команду мамы или папы: «Полиция! Прячься!».

Или вот кадры оперативной съёмки: инспекторы остановили авто с дамочкой за рулём и тремя малышами на заднем сиденье. Два дошкольника лет двух-трёх пристёгнуты обычным ремнём безопасности, который проходит аккурат в районе шеи малышей. Старший мальчик лет пяти, сидящий между ними, вообще никак не зафиксирован. Чем это грозит юным пассажирам? При любом столкновении или даже экстренном торможении пристёгнутые малыши рискуют получить перелом шейных позвонков или удушение, старший мальчик – шанс или врезаться в лобовое стекло, или даже вылететь из авто. Все попытки людей в форме объяснить мамаше, за что её привлекают к ответственности, наталкиваются на немотивированную агрессию. Вместо «спасибо» за попытку уберечь жизнь её детишкам мадам обрушивает на стражей порядка поток негатива.

 

Начинать нужно с родителей

Дежурства около школ и детсадов – лишь часть плановых мероприятий. Главное ведь – не поймать и наказать нарушителей, а разъяснить взрослым и детям основы поведения на дороге. Так что жителям края будут раздавать листовки, в которых наглядно показано, как кресло или ремень спасают жизнь. В школах и детских садах пройдут тематические классные часы. Взрослым покажут видеоролики, наглядно демонстрирующие, какую страшную цену заплатили те родители, которые наплевательски отнеслись к безопасности своих чад. А детям расскажут о правилах безопасного поведения на дорогах и около них.

– Конечно, благодаря тому, что мы делаем сегодня в крае, есть небольшое снижение гибели детей, но цифры тревожные. Что бы ни случилось с ребёнком на дороге, в автомобиле, во дворе дома, виноваты только мы, взрослые. Но исключительно административными мерами эту проблему решить не получится. Сегодня нужно больше внимания уделять как пропаганде, так и обучению правилам дорожного движения, – отметила Светлана Адаменко.

Она подчеркнула, что руководители школ должны продумать, каким образом можно расширить количество часов в образовательной программе, в ходе которых детям будут рассказывать о поведении на дороге и необходимости соблюдения ПДД. Сейчас таких тематических уроков катастрофически мало – один-два в месяц.

И, конечно, нужна беспрерывная работа с родителями. Ведь как можно заставить уважать ПДД малыша, которого мама-папа-бабушка тащат за руку через дорогу на красный свет, потому что очень торопятся? И при этом уверяют чадо, что так делать не только можно, но и нужно для экономии времени. Посоветовали спикеры брифинга не спекулировать водителям тем, что, дескать, дети не мои: знакомые-друзья-соседи попросили отвезти чадо, а автокресла у меня нет. Отговорки не прокатят. Если ты таксист и у тебя нет детских удерживающих устройств, не бери заказ, где есть несовершеннолетние пассажиры. Если просто доброхот, требуй у родителей малыша, попросивших отвезти чадо в школу-сад-к бабушке, обеспечить их детским автокреслом. Ну или не жалуйся, когда инспектор будет выписывать штраф.

 

Водители с психологией пешехода

Алексей Сафонов напомнил также о том, что с 1 июля к административной ответственности будут привлекаться пешеходы, передвигающиеся по проезжей части вне населённых пунктов в ночное время без светоотражающих элементов на одежде. За это грозит штраф – несколько сотен рублей. К слову, стоят такие нашивки, фликеры или браслеты сущие копейки – что-то около 15-30 рублей за штуку. Цена, разумеется, несоизмеримая с размером штрафа и тем более той суммой, что придётся заплатить за лекарства в случае автоаварии.

К слову, более жёсткий подход в области привлечения к ответственности пешеходов-нарушителей становится всё более злободневным. Потому как если в отношении автомобилистов законодательство год от года всё больше и больше «закручивает гайки», то пешеходам в львиной доле случаев нарушения сходят с рук. В результате мы имеем то, что имеем: в ту же автошколу человек приходит с психологией пешехода. Его никогда не штрафовали за переход улицы на красный свет или попытку перебежать проезжую часть, несмотря на находящийся в двух шагах подземный переход. И он в глубине души уверен – если никто не видит, то можно нарушить. А ещё пренебречь правилами можно, если куда-то торопишься. Или потому, что плохое настроение. Или «жаба душит» купить детское кресло, ведь эти деньги можно потратить на что-то другое. Список можно продолжать бесконечно – ведь, как полагает такой горе-водитель, шанс остаться безнаказанным весьма велик. И втолковать ему, что это далеко не так, мало какому инструктору под силу. К тому же, замечу, что качеством подготовки молодых водителей редко какие автошколы озабочены. Для многих таких учебных заведений главное – прибыль. Заплатил за обучение, а там хоть трава не расти. О плачевном уровне подготовки молодых водителей в наших автошколах уже писано-переписано не один десяток раз, но воз и ныне там.

И хотя на брифинге главный госинспектор края Алексей Сафонов отметил, что в последнее время количество ДТП, случившихся по вине молодых водителей, пошло на спад, не думаю, что причиной стала более качественная подготовка выпускников автошкол. Просто их, выпускников, стало гораздо меньше: часть автошкол, как известно, не получив лицензию в связи с повышенными требованиями к учебным заведениям такого типа, закрылась. А в связи с взлетевшей ценой на обучение и поубавилось количество платёжеспособных курсантов. Так что никаких качественных прорывов, чистая арифметика.

Впрочем, можно повышать требования к автошколам до бесконечности, не получая от этого никакого результата. Необходим комплексный подход, включающий прежде всего создание условий неотвратимости наказания за нарушение ПДД. Когда люди начнут понимать, что любое нарушение правил будет иметь последствия – только тогда ситуация улучшится в корне. И дети, которых мамы уже не потащат через дорогу на красный свет, потому что очень спешат, вырастут и станут дисциплинированными водителями, соблюдающими ПДД. Остаётся надеяться, что это произойдёт достаточно скоро.

Комментарии ()