еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

«Социалка»: помощь и поддержка

В январе начал действовать закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ». На вопросы редакции о реализации нововведений ответил министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Иван Ульянченко.

Иван Иванович, не могли бы вы прокомментировать, почему возникла необходимость изменения законодательства?

– Новый закон направлен на повышение эффективности и качества услуг в сфере социальной защиты населения. Его внедрение предусматривает серьёзную модернизацию деятельности учреждений социальной сферы.

Новизна закона заключается в первую очередь в том, что его реализация предполагает комплексный подход при оказании социальной помощи. К примеру, предусмотрена профилактика социального обслуживания. Цель нововведения – предупредить попадание человека в трудную жизненную ситуацию.

Вводятся новые виды услуг – социально-педагогические, социально-трудовые, социальное сопровождение и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.

В настоящее время нашим министерством разработан перечень услуг, предоставляемых населению края в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, а также на дому. В перечень вошло порядка 75 наименований – практически все действующие ранее социальные услуги плюс новые. Этот перечень утверждён краевым законом, и жители могут ознакомиться с ним на сайте министерства.

– Особенностью нововведений нередко становится повышение стоимости услуг или перевод их в категорию платных. Что вы можете сказать о новом законе в этом плане?

– Здесь можно отметить позитивные изменения. Социальные услуги в крае получают порядка сорока тысяч человек. При этом бесплатными до нынешнего года они были лишь для пяти тысяч человек. После принятия нового закона число тех, кто получает услуги бесплатно, увеличилось в два раза за счёт того, что на федеральном уровне изменился подход к вопросу оплаты социальных услуг. Теперь он выстраивается не за счёт финансовых возможностей регионов, а зависит от доходов граждан. При этом если для предоставления бесплатных социальных услуг ранее предельная величина среднедушевого дохода равнялась величине прожиточного минимума, то принятым сегодня краевым законом он установлен равным полуторной величине прожиточного минимума.

Важный момент: действие нового закона распространяется и на иностранных граждан, и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории нашей страны. Также под действие закона попадают семьи, в которых имеют место факты насилия или возникают конфликты из-за родственников с наркотической и другой зависимостью, нуждающихся в социальном сопровождении.

– Не секрет, что работа в системе социального обслуживания не пользуется особой популярностью, соответственно, это сказывается и на подборе сотрудников. Что изменится в статусе соцработников, в социальной и правовой защите этих работников?

– Что касается оплаты труда, то сегодня рост зарплаты идёт в соответствии с разрабатываемыми на каждый год «дорожными картами». Так, по итогам 2014 года заработная плата в отрасли выросла на 13,3% и в среднем составила 15 047 рублей при средней заработной плате в экономике региона 22 643 рубля.

Наряду с ростом зарплаты растёт и качество оказываемых услуг, так как сегодня благодаря заключённым со всеми работниками отрасли «эффективным контрактам» система оплаты труда чётко увязана с качеством и объёмом выполняемой сотрудником работы.

Говоря о росте заработной платы работников отрасли, стоит упомянуть и о росте профессиональном. В прошлом году процессом обучения были охвачены все категории персонала отрасли – от социальных работников до руководителей учреждений. Всего профессиональную подготовку и повышение квалификации прошли 2225 специалистов (это порядка 20% от общего числа работающих в отрасли).

Что касается статуса и популярности профессии социального работника. Особенность профессии состоит в том, что ею могут заниматься только гуманные люди, умеющие сострадать, готовые прийти на помощь детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, престарелым. Это скорее призвание, и главный инструмент в социальной работе – сам человек, его коммуникационные навыки, умение решать конфликты, творчески мыслить.

– Будет ли формироваться новая система социальной работы с привязкой к участкам наподобие медицинских?

– Новый закон о социальном обслуживании не предлагает и не предполагает менять сложившуюся и действенную структуру.

На сегодняшний день в Ставропольском крае сложилась чёткая скоординированная и гибкая система социального обслуживания граждан. Различными мерами социальной помощи и поддержки пользуется практически каждый третий житель края.

Кстати, не дожидаясь января, некоторые изменения мы стали внедрять уже в прошлом году.

В частности, с прошлого года начали оказывать населению такую актуальную услугу, как социальный контракт. Эта услуга стала хорошим подспорьем для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и желающих при финансовой поддержке государства своими силами изменить своё материальное положение. Число участников программы пока скромное – 58 семей. Но главное, что мы начали реализацию этой превентивной меры и в этом году планируем заключить не менее 70 социальных контрактов.

Несколько опередили мы закон и с независимой оценкой качества оказываемых услуг. В прошлом году такая оценка уже была проведена созданным при министерстве Общественным советом.

– Особый интерес вызывает возможность оказания соцуслуг негосударственными организациями. Раньше такого не было. Есть ли уже такие организации?

– Да, новым законом введено новшество, которое даёт каждому гражданину, нуждающемуся в помощи, право самостоятельно выбрать организацию-поставщика услуг – государственную и негосударственную. Поставщиком услуг могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

При этом закон предполагает, что перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, как государственных, так и негосударственных, будет входить в индивидуальную программу гражданина. Вместе с мероприятиями по введённому новым законом социальному сопровождению, предполагающему содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной и т.п.).

Пока с инициативой по созданию в крае негосударственного учреждения, оказывающего социальные услуги на коммерческой основе, не выступил никто. Тем не менее министерством подготовлены все необходимые документы по оказанию содействия тем, кто решит осуществить данную инициативу. Разработан и принят нормативный документ о выплате компенсации организации, оказавшей гражданину необходимую государственную услугу.

Что же касается некоммерческих организаций, то здесь некоторый опыт у нас уже есть. В этом году через конкурсную процедуру по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) уже одна организация получила субсидию 100 тысяч рублей. В соответствии с индивидуальными программами клиентов организация оказывает им помощь по хозяйству (покупка и доставка продуктов и лекарств, уход за лежачими больными, сопровождение в поликлинику и другие социальные учреждения), а также юридические консультации и консультации психолога.

Привлечение СО НКО в качестве возможного поставщика государственных услуг представляется достаточно перспективным, так как даёт людям возможность выбирать услуги в соответствии с их конкурентными свойствами и своими личными предпочтениями.

В мировой практике доля некоммерческих организаций в решении социальных вопросов составляет порядка 10%. Мы пока в самом начале пути, но, уверен, сотрудничество будет только расширяться. Ведь конкуренция – хороший стимул для повышения качества и эффективности оказания услуг.

– Сейчас существует достаточно сложная система услуг. На каждый вид заключаются договоры, сюда же добавляются индивидуальные программы. Плюс отчётность… Можно ли как-то оптимизировать излишнюю бюрократическую составляющую?

– Мы постепенно переходим на автоматизированный учёт оказываемых населению услуг и клиентов наших учреждений. В настоящее время всеми центрами социального обслуживания приобретена, установлена и апробируется комплексная автоматизированная программа, которая позволяет значительно повысить скорость выполнения задач и эффективность учёта. Работу в программе социальные работники осуществляют при помощи планшетных компьютеров. В прошлом году их было приобретено порядка 390 штук, в этом году запланировано приобретение ещё двух тысяч компьютеров. Автоматизация процесса социального обслуживания позволит аккумулировать всю информацию о клиентах и оказываемых им услугах, соответственно, уменьшить количество документов.

– Какие нормативные документы в развитие этого закона нам ожидать в ближайшее время?

– Чтобы не было никаких заминок и проволочек, все необходимые документы регионального уровня были разработаны министерством ещё в прошлом году. На сегодняшний день приняты двадцать нормативных правовых актов, в том числе два закона Ставропольского края. Это громаднейшая работа. Кроме того, сформирован регистр получателей социальных услуг и реестр поставщиков социальных услуг. Они постоянно будут поддерживаться в актуальном состоянии.

Комментарии ()