еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

Сумасшедший рейс

Водители маршрутного такси – это не просто участники дорожного движения. Они берут на себя ответственность за обеспечение безопасной перевозки пассажиров, за что, кстати, и получают деньги. И просто в голове не укладывается, сколько пунктов ПДД такие водители умудряются нарушать сразу. Однако хамству и безответственности можно противостоять.

 

Нелегалы за рулём

Начать хотелось бы с небольшой ремарки. Сначала статья задумывалась как напоминание о том, что нельзя быть Цезарем за рулём – разговаривать по телефону, грызть семечки, давать сдачу и при этом ещё умудряться рулить. Однако после внимательного ознакомления с главными документами, касающимися маршрутных такси – ПДД, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Техническим регламентом транспортных средств, – волосы встают дыбом от осознания, по скольким пунктам маршрутчики ежедневно подвергают своих пассажиров опасности.

Начать вообще необходимо с того, есть ли у водителя маршрутного такси специальная лицензия. И совершенно не важно, выступает ли перевозчик как индивидуальный предприниматель или нанимается городом – каждое авто категории D должно получить официальное разрешение. Вопрос о нелегальных пассажироперевозках стоит очень остро, особенно в крупных городах. Общественный транспорт без лицензии мало того что подвергает жизни пассажиров опасности из-за возможного наличия технических неисправностей, так ещё и компетентность водителя такого автомобиля оставляет желать лучшего. Кстати, в случае ДТП получить компенсацию с нелегала будет крайне сложно.

Все требования, предъявляемые к водителю для получения лицензии, представлены в Постановлении Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280. Так, например, данный нормативный акт в перечне требований содержит пункт: использование лицензиатом транспортных средств, оснащённых в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. И хотя данный пункт к списку грубых нарушений не относится, каждое маршрутное такси должно быть оборудовано соответствующей системой. С декабря 2010 года в Ставрополе началось оснащение муниципального транспорта навигационной аппаратурой. Но ведь автобусами и троллейбусами городской общественный транспорт не ограничивается. ИТЕРФАКС-ЮГ от 17 декабря 2010 года: «Установить такие терминалы в коммерческом транспорте долгое время не получалось. Но комитету городского хозяйства администрации наконец удалось достичь договорённости с предпринимателями».

 

Внимательность как спасение

Сидя на переднем сиденье рядом с водителем, иногда задаёшься вопросом: а есть ли у этого человека цирковое прошлое? Слишком уж умело он делает сразу несколько разных дел, «жонглирует» деньгами, демонстрирует рискованное вождение без рук. И получается у него ловко, и придраться не к чему (будь мы в цирке), да только на кону жизни почти двух десятков пассажиров. Одно неверное движение – и искалеченными могут стать десятки судеб. От такой легкомысленности водителей – мурашки по коже.

Если видите, как водитель разговаривает по телефону, придерживая устройство рукой, незамедлительно жалуйтесь в соответствующие инстанции (в какие именно, вы сможете узнать в конце статьи). Перевозчик нарушает один из пунктов ПДД, а именно пункт 2.7: «Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». Никаких исключений или смягчающих обстоятельств. Общение без гарнитуры однозначно противозаконно. На данный момент в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, запрещающий любые манипуляции с посторонними предметами во время вождения. Автолюбители данную инициативу не поддерживают – водителям нельзя будет ни паспорт в руки взять, ни воды попить. С другой стороны, почему эти действия необходимо совершать прямо во время движения?

Есть в ПДД ещё один интересный пункт: «Водителю запрещается управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Данный пункт отсылает нас к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 20 августа 2004 г. № 15 (приказу того самого федерального органа исполнительной власти), в котором значится особенный для водителей маршрутных такси пункт: «При суммированном учёте рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников». То есть максимальная смена водителя маршрутки не может превышать 12 часов. Первые маршрутки в Ставрополе начинают ходить примерно в 6 часов утра, а последние – около 10 вечера. После нехитрых вычислений получается, что водители за рулём иногда проводят около 16 часов, нарушая тем самым ещё один пункт ПДД.

 

Пристегните ремни

Как селёдки в банке – это классическая характеристика утра в общественном транспорте в любом городе. Пассажиры не в обиде, неудобства приходится терпеть, и к этому практически все относятся с пониманием. Несмотря на привычки российского труженика, закон суров – если маршрутное такси не относится к категории, которая допускает стоящих пассажиров, то их там быть не должно. В следующий раз обратите внимание на табличку в салоне – «Мест для сидения 16. Общее количество мест 16». И ни пассажиром больше.

Несмотря на безответственность большинства водителей, некоторые их требования вполне законны и обоснованны. Просьба пристегнуть ремень, например, основана на пункте 5.1 ПДД: «Пассажир обязан при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми ими». Оштрафуют водителя, но нарушает правила именно нерадивый пассажир. И таблички с надписями «Просьба не отвлекать водителя разговорами по телефону и между собой», «Просьба не слушать музыку» вполне обоснованны, так как все описанные действия нарушают пункт 5.2 всё тех же правил дорожного движения: «Пассажиру запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения».

Кстати, заявление водителя о том, что он производит высадку пассажиров только в установленных остановочных пунктах, не совсем законно. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров делятся на те, где остановка разрешена только на в остановочных пунктах, и те, где возможна остановка в любом месте, если это не запрещено ПДД. Для маршрутных такси устанавливается время начального и конечного пункта. Это означает, что водитель маршрутки обязан остановить транспорт по требованию пассажира, если это не противоречит ПДД. В противном случае водитель может быть привлечён к административной ответственности.

 

Время расплаты

Итак, после всего перечня нарушений, в который, кстати, не попало банальное человеческое хамство (на которое тоже можно жаловаться), настало время перейти к списку компетентных органов, рассматривающих заявления от пассажиров. Первое, что приходит на ум – транспортное предприятие, курирующее данный маршрут, или ЕЦДС Ставрополя. Однако это не единственные инстанции, которые обязаны принять вашу жалобу.

Данными нарушениями также занимается УГИБДД по Ставропольскому краю, Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, министерство дорожного хозяйства Ставропольского края и даже мэрия. Вы абсолютно свободно можете звонить или писать обращения в перечисленные органы власти и требовать наказать нарушителя. Также на некомпетентных водителей маршруток вы можете жаловаться непосредственно в полицию, сотрудники которой в свою очередь должны перенаправить ваше заявление. Классическим выбором инстанции, которая займётся наказанием виновника, становится компания перевозчика. Должностные лица, как правило, хорошо знают своих работников, и процесс наказания по заслугам заметно ускоряется.

Что интересно, в декабре прошлого года на официальном сайте администрации Ставрополя появился раздел: «Экстремальный маршрут». Теперь жители города сами могут выбрать самые небезопасные маршруты, на которых водители позволяют себе хамить, лихачить и нарушать ПДД. На этой странице можно оставить как простой комментарий-сообщение, так и оформить официальное обращение в администрацию. Проект только начал функционировать, но собрал уже более сотни заявлений о недобросовестных водителях.

Конечно, нельзя обобщать и говорить о том, что все поголовно водители маршруток – нарушители, хамы и невежды. Порой встречаются ответственные и вежливые представители этой профессии. Например, один из пользователей ресурса «Экстремальный маршрут» оставил следующее сообщение: «Хочу сказать спасибо водителю ГАЗЕЛИ 9М. Поехал на учёбу, а деньги забыл. Объяснил ситуацию водителю, а он, узнав что я студент, довёз бесплатно». Однако проблема заключается в том, что как раз недобросовестных маршрутчиков подавляющее большинство, и ездить на общественном транспорте уже не просто неприятно, но и опасно для жизни.

Комментарии ()