еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета
еженедельная общественно-политическая, информационно-развлекательная газета

РЖД против Ставропольского края

Ставропольский край стал рекордсменом по сокращению пригородных электропоездов. Ещё в начале этого года дочерняя компания РЖД «Северо-Кавказская пригородная железная дорога» сократила количество рейсов электричек в регионе Кавминвод, сославшись на их убыточность.

В правительстве края пояснили, что ранее компания получала деньги на поддержку работы из краевого бюджета, а в 2014 году ввиду дефицита краевого бюджета новый договор заключён не был. Одновременно региональная тарифная комиссия отказалась согласовать резкий рост цены билетов, предложенный компанией. В результате в крае были отменены три четверти рейсов пригородных электричек.

«Только в этом году с маршрутов ушло 29 из 40 электричек. И это коснулось не только региона КМВ, но и восточных районов Ставрополья, а также направлений на Северо-Кавказские республики», – сообщила пресс-служба Думы СК после совещания, посвящённого этому вопросу. Депутаты решили пригласить в Думу для переговоров представителей РЖД.

 

РЖД отвергает претензии

У железнодорожного монополиста свой взгляд на возникшую ситуацию. Единственной причиной кардинального сокращения рейсов в РЖД считают то, что Ставропольский край наряду с Вологодской и Ленинградской областями полностью отказался от субсидий на пригородные железнодорожные перевозки.

«Все претензии по привычке адресуются к ОАО «РЖД», тогда как ответственность за стабильное функционирование этого сегмента железнодорожного транспорта в большей степени несут власти субъектов Российской Федерации, которые устанавливают тариф и являются заказчиками на объём перевозок в своих регионах», – сославшись на президента РЖД Владимира Якунина, сообщила пресс-служба РЖД.

В пресс-релизе приводятся такие цифры: всего с 2012 года по России было отменено 890 рейсов, причём большая часть из них (550) прекратились в 2014 г. Самое большое сокращение в этом году зарегистрировано в Ставропольском крае: 51 электричка.

Дефицитный бюджет многих субъектов Федерации, в том числе Ставрополья, безусловно, сыграл свою роль. Но есть большие проблемы и у самой компании РЖД, которой явно не хватает средств на финансирование инвестпрограммы развития до 2020 года. В целом стоимость инвестпрограммы составит 2,89 триллиона рублей, и половину всех расходов (1,4 триллиона рублей) компания надеется получить из госбюджета.

Впрочем, в глобальных планах РЖД Ставропольский край не значится. Основной проект – модернизация БАМа и Транссиба общей стоимостью 562 миллиарда рублей до 2018 года, и второй этап проекта стоимостью 85 миллиардов рублей. Если эти проекты не будут профинансированы государством, РЖД придётся отказаться от некоторых из них, например, от второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, расширения подходов к порту Мурманск.

 

В поисках диалога

Депутаты Ставрополья так и не смогли наладить конструктивный диалог с РЖД, и вопросом пришлось заняться лично губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову, который обсудил его с федеральным министром транспорта России Максимом Соколовым.

Пресс-служба губернатора сообщала, что в 2015 году субъекты РФ, заключившие договоры с ОАО «РЖД», смогут рассчитывать на федеральную субсидию, в бюджете страны на эти цели заложено 25 млрд рублей. «На Ставрополье такой документ не подписан из-за разногласий в формировании тарифов», – отметили в пресс-службе губернатора края.

Соколов пообещал содействовать достижению соответствующих договорённостей, для чего в ближайшее время пригласит представителей края и железнодорожной компании за стол переговоров.

В конце прошлой недели в правительстве Ставрополья состоялся брифинг краевого министра дорожного хозяйства и транспорта Игоря Васильева. Требования РЖД по тарифному соглашению, по мнению министра, необоснованны. Как сообщила пресс-служба министерства, региональной тарифной комиссией стоимость проезда в пригородных поездах для населения в 2014 году была установлена на уровне предельного максимального тарифа (18 рублей за одну транспортную зону). В связи с отсутствием межтарифной разницы у правительства края нет обязательств перед перевозчиком в части компенсации выпадающих доходов, подчеркнул Игорь Васильев.

 

Необходим договор

Министерством дорожного хозяйства и транспорта края ведётся активная работа по подписанию договора с руководством РЖД на обеспечение железнодорожных перевозок в 2015 году. В настоящее время такое соглашение между сторонами отсутствует, а его неподписание повлечёт отказ в выделении транспортной компании федеральной субсидии на содержание железнодорожной инфраструктуры.

«Мы настаиваем на скорейшем подписании договора, чтобы вернуть электропоезда на действовавшие маршруты», – заявил Игорь Васильев.

Министр сообщил, что соглашение с РЖД уже готовится и в скором времени должно быть заключено. После этого Региональная тарифная комиссия сможет произвести расчёт стоимости проезда в электропоездах на 2015 год.

Проект договора предусматривает сохранение в следующем году 39 из 44 рейсов, действовавших в крае на начало 2014 года. Те, которые запланированы к сокращению, являются заведомо убыточными, с низким пассажиропотоком. Отмена этих рейсов будет компенсирована работой общественного автотранспорта, уверяют в министерстве.

Геннадий ОБЛИН

Комментарии (0)